|
|
Публикация посвящена 80-летию с начала массового уничтожения евреев в годы Второй мировой войны.
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27-го января, в день освобождения концлагеря Освенцим воинами Красной Армии в 1945 году. В Израиле День Катастрофы и героев сопротивления (Йом Ха-Шоа) отмечается по еврейскому календарю 27 нисана (в этом году приходится на 8 апреля 2021 г.), в день начала восстания в Варшавском гетто. Мемориальный комплекс истории Холокоста "Яд Вашем" проводит Йом Ха-Шоа в этом году с Центральной темой - "До самого последнего еврея: 80 лет с начала массового уничтожения". |
Под облаками во Львове тени столетий кружат. В памятниках, как и в слове, скрыты и мысль, и душа. Не описать их словами в тесных объятиях строк, в камне застывшую память, окаменелость эпох. * * * Здесь, где века погребены, землёй впрессованные в память, цепь искупления вины от предков тянется за нами. Тут каждый камень шлёт нам знак, что незабвенна кровь невинных. И не забудется никак погром на улицах старинных, то, как в Германию везли нацисты с львовских кладбищ, прямо с еврейских надмогильных плит шлифованный гранит и мрамор; и как под статую вождя легли кладбищенские плиты, блестя под струями дождя словами скорбными иврита. Здесь целый город под землёй, слезами выпадают росы, и охраняет свой покой надгробий каменная россыпь. Я в скорбный час сюда иду, где каменеет болью память. И, как заведено не нами, кладу слезой омытый камень я на могильную плиту... |
Памятник жертвам Холокоста во Львове (wikimapia.org) |
Наверное, особое, почтительное отношение к местам захоронений, к кладбищенским памятникам кроется в человеческой природе, так как уход в мир иной таит в себе некую загадку. Поэтому нарушение покоя усопших, глумление над погребениями относится к наиболее презираемым деяниям во всех культурах жителей Земли.
Когда Советский Союз распался, а Украина обрела независимость, Западная Украина стала зачинателем процесса декоммунизации. Это положило начало демонтажу многочисленных скульптур и монументов вождям той эпохи. И тут были сделаны неожиданные “открытия”. Оказалось, что когда в 1990-е годы во Львове демонтировали стоящий в самом центре города памятник Ленину, из его фундамента извлекли плиты, взятые с еврейских кладбищ. Памятник Ленину стоял возле Оперного театра Очевидцы утверждают, что ещё в конце 1940-х годов такими же плитами c выгравированными на них изображениями могендовида (в виде шестиконечной Звезды Давида) и надписями на иврите был почти полностью вымощен внутренний двор львовской тюрьмы МГБ на ул. Лонцкого [1]. Плита во внутреннем дворе тюрьмы МГБ на ул. Лонцкого [5] А в 2018 году во время ремонта улицы Ганны Барвинок строители обнаружили еврейские надгробия (мацевы – в форме вертикальных каменных плит) под дорожным покрытием и в стене заброшенного дома. Еврейские надгробия с ул. Ганны Барвинок [3] Позднее во время ремонта тротуара в дендропарке Ботанического сада Лесотехнического университета обнаружили такие же еврейские надгробия. Их передали на Яновское кладбище г. Львова. Еврейские надгробия из дендропарка Ботанического сада Лесотехнического университета [4] Яновское еврейское кладбище было открыто ещё в августе 1855 года на Пилиховских холмах, около одноименной улицы, хотя кладбище долго называли просто “Новым” в отличие от Старого кладбища. Последнее размещалось неподалёку от современного Краковского рынка, между нынешними улицами Раппопорта, Клепаровской, Броварной и Базарной. Первые упоминания о нём в городских актах датируются 1414 годом, а захоронения появились ещё в XIV веке. Там было похоронено много известных львовян, в частности, основатель знаменитой синагоги "Золотая Роза" Исаак Нахманович и его жена, именем которой и была названа синагога. Это была женщина необыкновенной красоты, одарённая высокими душевными качествами, которая пользовалась огромной популярностью в своей общине. Надгробный камень на ее могиле существовал еще в конце девятнадцатого века, и на нём была выбита надпись: "Она была настоящим светильником Божьим, королевой всех дочерей Сиона, которая по красоте и уму не имела равной себе. Короли и князья склоняли перед ней свои колени". К могиле Золотой Розы приходили жёны и матери, искали утешения в молитвах, писали записочки с просьбами и оставляли их под плитой. Надгробный камень на могиле Розы Нахманович, легендарной Золотой Розы (умерла в 1637 г.) [7] В начале XX века австро-венгерские власти присвоили Старому кладбищу статус памятника, который позднее подтвердило правительство воссозданной Польши. Там на территории около трёх гектаров было похоронено от 25 до 30 тысяч людей. Почти каждое надгробие представляло собой произведение искусства, где преодоление запрета на изображение людей заставляло мастеров-камнетёсов гравировать могендовиды, подсвечники, фигуры животных, оригинальные орнаменты и другую символику. Надписи на иврите также играли роль элементов декора. Нередко это были своеобразные “поэмы” в камне, как на могиле Золотой Розы. Однако во время Второй мировой войны нацистские оккупационные власти приказали уничтожить Старое кладбище, а могильные плиты с него частично вывезли в Германию. Дело уничтожения Старого кладбища и вывоза с него могильных плит после окончания войны продолжили советские власти. В 1947 году на территории кладбища был построен Краковский рынок. Среди львовян ходили слухи, что гибель многих людей при обвале подпорной стены рынка произошла из-за того, что та была сложена из похищенных с кладбища плит. Сейчас на части территории бывшего Старого кладбища расположен Третий городской клинический госпиталь (в здании прежнего еврейского госпиталя Мауриция Лазаруса). Старое кладбище функционировало до 1855 года, когда из-за эпидемии холеры оно оказалось переполненным и было закрыто властями, а все еврейские захоронения перенесли на Яновское кладбище. В конце XIX – начале XX века львовская еврейская община вымостила дорогу от улицы Яновской к новому кладбищу, кладбище окружили забором в неороманском стиле, возле главного входа на кладбище построили административное здание и соорудили предпохоронное помещение бет-тахара в стиле модерн. В июне 1941 г. во Львове проживало около 160 тыс. евреев, включая 35 тыс. беженцев из ранее оккупированной немцами западной и центральной Польши, что составляло около 30% всего городского населения. После освобождения Львова от нацистов 21 июля 1944 года оказалось, что во Львове смогли выжить только 823 еврея. О львовском погроме 1941 года можно прочесть здесь . После начала войны Германии против Советского Союза и до конца 1941 г. гитлеровцы и их подручные расстреляли или вывезли в лагеря уничтожения около 40 тыс. львовских евреев. Еще 30 тыс. человек умерло в ноябре-декабре 1941 г. в гетто из-за голода и эпидемий. Тогда же нацисты приступили к уничтожению объектов еврейской религии и культуры. Легендарная синагога "Золотая Роза" была взорвана одной из первых в августе 1941 г. Синагога "Золотая Роза" (Компьютерное моделирование) [7] Сразу после расстрела юденрата в январе 1943 года нацисты стали уничтожать и Яновское еврейское кладбище, вывозили с него в Германию мраморные и гранитные плиты и взорвали здание бет-тахара. Найденные мацевы и почти тысяча их фрагментов планируют свезти в одно место и упорядочить с целью сохранения памяти о представителях еврейской общины Львова, внесших весомый вклад в развитие науки, культуры и экономики города. Источники информации: 1. Ф. Бергер, Воспоминания. Миннеаполис. Зеркало, 1995, вып. 44, с. 22, 23, 27. 2. Еврейские кладбища во Львове 3. Еврейские надгробия, найденные в стене дома во Львове, передали на Яновское кладбище 4. У дендропарку Ботанічного саду Лісотехнічного університету знайшли єврейські надгробки 5. На колишньому подвір'ї НКВС у Львові знайшли десятки нагробних єврейських плит "мацев" 6. Знищена память. Яким було найдавніше єврейське кладовище у центрі Львова 7. Золотая Роза: женщина, храм и легенда 8. Иосиф Гельстон. Еврейский мемориально-благотворительный комплекс |
---------------------------------------------------------------
Свои комментарии можете оставить здесь.
Наверх
© Адольф Берлин