|
|
K 750-летию Львова |
|
Золотая Роза: женщина, храм и легенда |
|
В тёмные века |
|
Здесь в тёмные жестокие века гонимый нетерпимостью людской защиту соплеменник мой искал за каменной стеною городской. Он знания, талант и ум вложил, всю душу в этот край, ему служа, страдал, когда бросали в спину: "Жид", бедой дыша, погромами круша. |
|
|
|
Львов основал в 1256 году князь Данила Галицкий, назвавший город в честь своего сына Льва. Евреи-раббаниты и караимы из Византии и юго-восточной Европы поселились во Львове уже вскоре после его основания, однако в результате последующей эмиграции евреев из Германии и Богемии на восток в городе стали превалировать ашкенази, и это обусловило восточноевропейский характер львовской общины. Первая из этих общин обосновалась внутри городских стен на улице, носящей с 1383 года имя Еврейской (теперь ул. Староеврейская – см. карту центра города). Чтобы увеличить изображение миниатюры, наведите на неё курсор. Увеличенное изображение появится внизу. Прежде, чем перейти ниже, уберите увеличенное изображение, для чего наведите на него курсор |
|
|
|
Другая самоуправляющаяся, ашкеназская община обосновалась в Краковском предместье и была более многочисленной, но с менее развитой общественной структурой [1]. Эти две еврейские общины Львова в городе и предместье из-за языковых, культурных и религиозных различий существовали параллельно в течение четырех столетий вплоть до объединения в 1756 г. Несмотря на многочисленные ограничения польских королей, евреи играли важную роль в экономике города, находившегося на перекрёстке торговых путей из Польши в Турцию и Малую Азию. Львовские евреи также участвовали во внутренней торговле, банковском деле и развитии ремёсел [1]. Большая городская синагога была возведена во Львове в 1555 г. Вначале она была деревянной, позже каменной, перестроена в конце 18 в. и функционировала вплоть до Второй мировой войны. Рядом располагался Дом Учения (Бет-Гамидраш) с уникальной коллекцией книг на древнееврейском языке [7]. В Европе существовали ограничения христианского духовенства и властей на строительство синагог. Кроме того, увеличение числа и размеров синагог сдерживалось плотностью застройки еврейских кварталов. Однако рост численности еврейского населения вынуждал расширять имеющиеся синагоги и строить новые молельные дома. |
|
Синагога Нахмановичей |
|
|
|
Первым и наиболее ярким примером сооружения подобного храма может
служить синагога Нахмановичей, возведённая итальянским архитектором
Паоло Доминици (Павлом Римлянином, или Павлом Счастливым) в стиле
готики и ренессанса. Она была описана во многих довоенных европейских учебниках архитектуры и известна как синагога Турей Загав, а также под именем "Золотая Роза".
Синагога была заложена в 1582 г. в качестве частного молельного дома во дворе владения Исаака бен Нахмана (Исаака Нахмановича),
лидера еврейской общины Львова и одного из богатых людей
Польско-Литовского государства. Вход во двор располагался там, где сегодня находится дом
по ул. Ивана Федорова, 27 (см. карту "Центр современного Львова" выше).
Вначале этот храм был задуман как
семейный молельный дом, но для членов общины в часы молитв вход
был свободным. Это был дом в 8 окон (по два окна на каждую сторону
здания примерно кубической формы) размером 16 х 18 локтей, а
молельный зал до 1941 г. составлял всего 10,2 х 8,5 м.
Однако эти ухищрения не помогли. Уже в год постройки архиепископ Соликовский донес в Рим о строительстве евреями во Львове новой синагоги [2]. |
|
Несколько вытянутый с запада на восток молельный зал синагоги был перекрыт украшенным нервюрами коробовым сводом [3]. Синагога является редким примером западноевропейского влияния в архитектуре подобных сооружений в этом регионе [4]. Как отмечают Дымшиц и Соколова, "в разнообразных вариантах пространственно-планировочных решений монументальных синагогальных зданий, которые возводились на протяжении, по крайней мере, трёх веков в городах и местечках Польско-Литовского государства, легко можно обнаружить одну и ту же архитектурную форму. Она была задана доминированием главного объема здания – молельного зала для мужчин, пропорции которого были близки к кубу. Фокальными точками внутреннего пространства синагоги являются вместилище для свитков Торы, арон-кодеш, на восточной стене, и подиум для рецитации Торы, бима, в центре зала. Низкие пристройки, примыкавшие к такому двусветному залу с двух или трёх сторон, образовывали своеобразный цоколь здания. В них размещались вестибюль, помещения для женщин, бейт-мидраш и пр. Архитектура такого сооружения подчинена идее центричности, цельности статичного ядра" [4]. |
|
|
|
В 1595 г. после смерти Исаака Нахмановича синагога была реконструирована его сыновьями Мордехаем и Нахманом, тогда же была сооружена галерея для женщин. Реконструкцию проводил тот же зодчий Павел Римлянин, которому помогали Амброзио Нутклаус (Амброзио Благосклонный), Адам Покора и Закарий де Лугано (Закариаш Умелый). |
|
|
|
Оставаясь на земле семьи Нахмановичей, синагога стала общественной, стала главной городской синагогой в 1604 году и оставалась таковой до 1801 года [5].
Интерьер синагоги отличался филигранной металлической ковкой и красивыми фресками.
|
|
Легенда о золотой Розе |
|
Древняя легенда о прекрасной Розе даже в наше время всё ещё жива. Сквозь огонь и воду, беды, кровь и слёзы притчу нам людская донесла молва о прекрасном храме и священном месте, жертве во спасенье веры от врага. Ставка выше жизни, шаг ценою чести – вот, что восхищает нас через века. |
|
|
|
В конце 16-го века иезуиты решили соорудить во Львове монастырь и отнять у евреев здание синагоги. В 1603 году король Сигизмунд III подарил монахам ордена иезуитов участок земли, на котором стояла синагога, и по решению суда здание было конфисковано. "Евреи были в отчаянии, – писал очевидец, – еврейки рвали на себе волосы; их квартал имел такой вид, как накануне страшного суда". Старшина общины Мордехай Нахманович с достоинством принял комиссию, ввёл ее в синагогу и потребовал немедленно занести в протокол, что он всё передал иезуитам. "Между тем народ со всех сторон стал прибывать в синагогу, поздравляя иезуитов с успехом, наполняя воздух криками радости, – писал летописец иезуитского ордена. – Народ зажёг восковые свечи и вошёл с процессией в синагогу. Толпа подошла к месту, где находился святой ковчег, и пением церковных гимнов освятила это место... Среди евреев же была тревога, скорбь, слышались вздохи и вопли, и горе их усилилось, когда они увидели над крышей синагоги крест, символ христианства" [6] . Но когда на следующий день монахи пришли к зданию, ворота оказались запертыми. Мордехай Нахманович никого не пропускал через свои владения. Судебный спор ордена иезуитов с львовскими евреями разгорелся с новой силой. В результате долгого и изнурительного судебного процесса синагогу вернули семье Нахмановичей в 1609 году. |
|
Легенда приписала эту победу Розе, красавице-жене Нахмана Нахмановича, брата старшины львовской общины Мордехая Нахмановича.
Это была женщина необыкновенной красоты, одарённая высокими душевными качествами, которая пользовалась огромной популярностью в своей общине. Надгробный камень на ее могиле существовал еще в конце девятнадцатого века, и на нём была выбита надпись: "Она была настоящим светильником Божьим, королевой всех дочерей Сиона, которая по красоте и уму не имела равной себе. Короли и князья склоняли перед ней свои колени". К могиле "золотой Розы" приходили несчастные жены и матери, искали утешения в молитвах, писали записочки с просьбами и оставляли их под плитой. Впоследствии "золотую Розу" называли мученицей за веру [6]. |
|
|
|
Согласно преданию, Роза готова была отдать всё своё имущество для выкупа храма. Она употребляла своё влияние повсюду, но ничто не помогло. Наконец, епископ потребовал, чтобы она сама явилась к нему с деньгами. После долгих колебаний Роза принесла выкуп епископу, который поставил условие возвращения святыни: Роза должна остаться у него в епископском дворце. Она ответила, что останется только после возвращения храма, но епископ не хотел ей верить. "Если ты мне не веришь, – возразила она, – ты ничего не теряешь, а я теряю честь, веру, народ". Епископ согласился, подписал и вручил ей документ на открытие синагоги. Она отослала бумагу старшинам и через короткое время увидела из епископского дворца свет, льющийся из окон синагоги, услышала радость и веселье в общине. Задача её выполнена, но жизнь погублена. На другой день епископ нашёл её мертвой. Еврейские женщины долго еще оплакивали мученицу [6]. С тех пор в народе стали называть синагогу именем "Золотая Роза". |
|
Синагога Турей Загав |
|
Молитву возносили к небесам в прекрасном храме, в "Розе Золотой", блиставшей несравненной красотой, где мудрецов звучали голоса. |
|
|
|
|
|
|
|
В 1654-1667 гг. в синагоге служил известный раввин Давид бен Шмуэль Галеви Сегал. Он составил комментарий к шеститомной "Энциклопедии правил достижения гармонии в жизни верующего иудея", которую написал Иосиф Каро. Это произведение было трудным для понимания, а Галеви сумел разъяснить его. Галеви также способствовал упрочнению отношений общины с местным окружением. Благодаря этому во времена Богдана Хмельницкого львовская христианская община защитила евреев Львова от погромов. На входных дверях синагоги находилась табличка со словами: "Здесь молился наш раввин Давид Галеви, автор "Турей Загав" (Комментариев к книге "Шулхан Арух") [7]. Он также сочинил "Песню избавления", посвящённую возвращению синагоги польским судом в 1609 году. В ней сопоставляется это событие с избавлением евреев от египетского рабства. В честь этого выдающегося раввина синагоге присвоили имя Турей Загав, но в народе её продолжали называть "Золотой Розой". Здесь уместно вспомнить и других известных раввинов синагоги, пользовавшихся особой известностью и игравших важную роль в деятельности общины: М. П. Хариф (1625 - 1702), Давид бен Шмуэль ха-Леви (раввин в 1654 - 1667), А. Рапопорт (1584 - 1651), М. С. Э. де Иона (умер в 1702 г.), Цви Хирш бен Якоб Ашкенази (Хахам Цви) (1714 - 1718), Хаим Иехуда Лейб Эттингер (умер в 1739 г.), Хаим бен Симха ха-Кохен Рапопорт (1700 - 1771), М. Марголиот (умер в 1790 г.), Ш. Хелм (1715 - 1781), М. Орнштейн (Старший, 1777 - 1787), Я. М. Орнштейн (1775 - 1839) [1]. Сохранились хроники поджога синагоги толпой во главе со студентами иезуитской коллегии в 1664 г., унесшего 129 жизней. Погром уничтожил много бесценных ритуальных объектов, предметов утвари и убранства, а в Краковском предместье многие дома были разрушены [7]. К концу XIX столетия еврейская община Львова имела многочисленные синагоги, школы, библиотеки, филантропические организации и больницы. В 1910 г. евреи Львова (около 60 тыс. человек) составляли свыше 25 % населения города и были большинством в сфере свободных профессий (70 % адвокатов, 70 % членов торгово-промышленной палаты и 60 % врачей). Во Львовском университете в 1910 г. обучалось около 1500 евреев (33 % от общего числа студентов), действовало несколько еврейских студенческих союзов, в университете преподавали евреи-ученые [1]. В начале XX века потребовалась очередная реконструкция синагоги Турей Загав, и в 1915 – 1919 годах Войцех Яблоньский и Алоиз Траверса осуществили её и провели электрификацию синагоги. |
|
Воссоздание облика "Золотой Розы" |
|
Многие художники запечатлели красоту этой синагоги в период с 1890 до 1935 годов: Рудольф Бернт, Альфред Каменобродский, Францишек Ковалишин, Одо Добровольский, Мария Гутковска-Рихлевска, Зигмунд Бирер, Юзефа Кротохвила-Видимска [5]. |
|
|
|
|
|
С 1905 года появились фотографии экстерьера и интерьера синагоги, что, наряду с произведениями художников, позволило в дальнейшем воссоздать облик легендарной синагоги в макетах и с помощью компьютерного моделирования. Теоретическую реконструкцию синагоги провели Мария и Казимеж Пехотка, которые в 1999 году опубликовали графико-макетную её реконструкцию на различных исторических этапах (см. приведенные выше фотографии макетов). Компьютерное моделирование в 2006 году осуществил Сергей Кравцов, который на месте проводил фотоснимки и обмер оставшихся развалин [5]. |
|
|
|
|
|
Разрушение храма |
|
Здесь целый город под землёй, слезами выпадают росы, и охраняет свой покой надгробий каменная россыпь. Я в скорбный час сюда иду, где каменеет болью память; и, как заведено не нами, кладу слезой омытый камень я на могильную плиту... |
|
|
|
В июне 1941 г. во Львове проживало около 160 тыс. евреев, включая 35 тыс. беженцев из ранее оккупированной немцами западной и центральной Польши, что составляло около 30 % всего городского населения [1]. После начала войны против Советского Союза и до конца 1941 г. гитлеровцы и их подручные расстреляли или вывезли в лагеря уничтожения около 40 тыс. львовских евреев. Еще 30 тыс. человек умерло в ноябре-декабре 1941 г. в гетто из-за голода и эпидемий. Тогда же нацисты приступили к уничтожению объектов еврейской религии и культуры. Легендарная синагога была взорвана одной из первых в августе 1941 г. Разрушение синагоги нацистами в 1941-1942 годах шаг за шагом задокументировал в фотоматериалах Януш Витвицкий [5]. |
|
|
|
|
|
Уникальная синагога Восточной Европы "Золотая Роза" расположена в самом центре старинного города Львова, отметившего осенью 2006 года своё 750-летие и объявленного памятником ЮНЕСКО. В 1999 году Правительство Украины внесло синагогу в Программу возрождения выдающихся памятников истории и культуры страны. Вместе с тем приходится с горечью констатировать, что это место сейчас заброшено и никак не защищено от надругательства и вандализма (см. фотографии выше). |
|
В беде своей легко винить других, списав на них просчёты и потери. Сжигая душу, ненавидеть их, гораздо проще, чем любить и верить. Храм Розы Золотой взорвал вандал нацистский, – всё в руинах много лет. А кто теперь является сюда в бессильной злобе свой оставить "след"? |
|
|
|
Во Львове перед Второй мировой войной было 24 синагоги и 7 молельных домов, а также небольшие кладбищенские синагоги, что удовлетворяло все потребности. Казалось, во Львове уже не возникнет необходимость оборудовать новые небольшие семейные синагоги. Но вскоре львовским евреям пришлось прибегнуть к вековому опыту организации камерных храмов. После закрытия коммунистическими властями последней синагоги в 1962 г., немногочисленные верующие Львова были вынуждены собираться на молитву в обычных жилых домах, не приспособленных для богослужения. Так что в роли вместилища для свитков Торы выступал обычный платяной шкаф у восточной стены. Это продолжалось 27 лет, до осени 1989 г., когда еврейской общине Львова возвратили одну из двух уцелевших после войны синагог [2]. |
|
Эта синагога на ул. Братьев Михновских, 4 (бывшая ул. Кароля Лещинского) – единственная ныне действующая во Львове, одна из двух переживших Холокост. Она построена в 1924 году для благотворительного общества "Цори гилод" ("Исцеляющий бальзам") в традициях львовских ренессансных синагог 17-го века. Архитектор Альберт Корнблют, стенные росписи 1930-х годов Максимилиана Кугеля [7]. Немногочисленное оставшееся еврейское население Львова бережно хранит воспоминания о легендарном, прекрасном, безвозвратно утраченном храме "Золотая Роза".
Во львовской газете "Высокий Замок" недавно появилось сообщение [9] о том, что Благотворительный фонд "Еврейское возрождение Галичины" начал работы по возрождению синагоги "Золотая Роза". В декабре 2006 г. работа находилась на стадии проектирования.
Центр еврейского искусства при Иерусалимском университете разработал электронную версию реставрации синагоги, автором которой является бывший львовянин, историк-архитектор Сергей Кравцов (см. выше).
К сожалению, надежды на восстановление синагоги "Золотая Роза" разбились о преступное равнодушие львовских властей, прекрасно знающих о том, что ещё в 1998 году развалины синагоги были названы ЮНЕСКО частью наследия. В месте с тем, как пишет Том Гросс (Tom Gross - "The Guardian", Великобритания) в своём репортаже из Львова "Прощай, Золотая Роза" (Goodbye, Golden Rose), бульдозеры сносят остатки этого некогда красивейшего в Европе комплекса синагог XVI века. Это сделано для того, чтобы построить на этом месте гостиницу для проведения Чемпионата Европы 2012 г. [10].
|
Перейти на страницу "Еврейский Львов" можно здесь.
© Адольф Берлин