Еврейский Львов
Globo
МЕНЮ Обновления Навигац. дерево СтихиЯ Проза жизни Мой Львов Наследство
На главную Фотогалерея На досуге Самиздат Заграница Сайты о Львове Гостевая книга
 
                                Еврейский Львов

 
Памятная доска на доме №27 по ул. И. Фёдорова с надписью о том, что раввин Иегуда Юдль Натансон пожертвовал деньги  на строительство этого дома для обществееных целей (Фото И. Гельстона, 1990-е годы) Приходится о многом нам писать
в прошедшем времени:
нацистами еврейский Львов распят,
под тяжким бременем

раздавлено советским кулаком
его наследие,
а нетерпимость топчет каблуком
ростки последние.

Еврейский Львов истаял на глазах,
как дым над крышею.
По городу гуляют лишь во снах
львовяне бывшие.

Огонь меноры всё ещё горит
во мгле и темени.
Приходится о многом говорить
в прошедшем времени.



B прошедшем времени

  Во Львове евреи-раббаниты и караимы из Византии и юго-восточной Европы поселились уже вскоре после основания города в 1256 году [1]. Однако вследствие массовой эмиграции евреев из Германии и Богемии на восток во время крестовых походов 1096-1215 г.г., сопровождавшихся еврейскими погромами, а также в результате татаро-монгольского нашествия 1239 г. в городе стали превалировать ашкенази; и это обусловило восточноевропейский характер львовской общины.

Первая из этих общин обосновалась внутри городских стен на улице, носящей с 1383 года имя Еврейской (теперь ул. Староеврейская). Другая самоуправляющаяся, ашкеназская община обосновалась в Краковском предместье и была более многочисленной, но с менее развитой общественной структурой. Эти две еврейские общины Львова в городе и предместье из-за языковых, культурных и религиозных различий существовали параллельно в течение четырех столетий вплоть до объединения в 1756 г.

Несмотря на многочисленные ограничения польских властей, евреи играли важную роль в экономике города, находившегося на перекрёстке торговых путей из Польши в Турцию и Малую Азию. Львовские евреи также участвовали во внутренней торговле, банковском деле и развитии ремёсел.

К концу XIX столетия еврейская община Львова имела многочисленные синагоги, школы, библиотеки, филантропические организации и больницы. В 1910 г. евреи Львова (около 60 тыс. человек) составляли свыше 25 % населения города и были большинством в сфере свободных профессий (70 % адвокатов, 70 % членов торгово-промышленной палаты и 60 % врачей). Во Львовском университете в 1910 г. обучалось около 1500 евреев (33 % от общего числа студентов), действовало несколько еврейских студенческих союзов, в университете преподавали евреи-ученые.

Неописуемые бедствия евреям Галиции принесла 1-я Мировая война. Сотни тысяч из них были мобилизованы и воевали, многие погибли на поле боя.

Русское командование рассматривало Галицию, входившую тогда в Австро-Венгерскую империю, как вражескую территорию, а еврейское население как враждебное и систематически распространяло клеветническую информацию о "еврейском шпионаже и измене". Распространялись, в частности, нелепые слухи о том, что евреи прячут в бородах телефоны для связи с немцами. Это приводило к издевательствам и убийствам евреев, многие из которых были казнены по приговорам военно-полевых судов.

Русское командование осуществляло также насильственное изгнание сотен тысяч евреев из прифронтовой полосы. Особенно жестоко эта политика проводилась в 1914 – 15 гг. Среди направлявшихся с фронтов эшелонов постоянно встречались вагоны, переполненные целыми еврейскими поселениями – мужчины, женщины, дети, старики сгонялись с насиженных мест; их гнали, куда попало, сами преследователи не знали куда. Часто их гнали до железных дорог пешком сотни верст. Некоторые в пути сходили с ума от голода, холода, горя и побоев. Чаще всего их направляли в Киев, где сгоняли в тюрьмы и полицейские участки, откуда затем ссылали в глубь России и даже в Сибирь. Бедствия и мучения этих людей не поддаются описанию; многие не знали русского языка и не имели представления, за что их преследуют.

После окончания Первой мировой войны Львов в составе Галиции отошёл к Польше.
 
Кадры кинохроники еврейской жизни во Львове в 1939 году, перед II мировой войной [2]

Еврейский общинный центр
Прогрессистская синагога "Темпль"
Прогрессистская синагога "Темпль"
Еврейский дом собраний

Надгробный камень на могиле Розы Нахманович, легендарной золотой Розы (умерла в 1637 г.)
Надгробный камень на могиле Исаака Нахмановича, основателя синагоги "Золотая Роза"
Здание еврейского профсоюза
















После начала Второй мировой войны (1939) и захвата Гитлером Польши её восточную часть оккупировала Красная Армия в соответствии с секретными протоколами к пакту Риббентропа-Молотова. Тогда во Львове проживало около 130 – 180 тыс. евреев, включая 35 тыс. беженцев из ранее оккупированной немцами западной и центральной Польши, что составляло около 30% всего городского населения. В городе было 24 синагоги и 7 молельных домов, а также небольшие кладбищенские синагоги. Советские власти летом 1940 года выслали около 10 тыс. еврейских беженцев вглубь СССР. Так что во Львове к приходу нацистов осталось 120 – 170 тыс. евреев.

Уже в первые дни после 29 июня 1941 г., даты вступления немцев во Львов, в городе прошли инспирированные ими погромы, унесшие жизни нескольких тысяч евреев. Через несколько дней в лесу под Билогорщей немцы расстреляли 1400 мужчин-евреев. Весь июль 1941 года немцы и украинская вспомогательная полиция уничтожали в лисиничским лесу под Львовом еврейских политических деятелей и интеллигенцию, а также евреев, захваченных в городских облавах. Были взорваны или сожжены почти все синагоги города.

В октябре 1941 года было создано львовское гетто на Замарстынове и в Клепарове, наиболее бедном и запущенном районе города, просуществовавшее до июля 1943 года, а в начале 1942 г. на Яновской улице был создан концлагерь. Часть еврейского населения вывезли в этот и другие лагеря уничтожения, много людей погибло в гетто из-за голода и эпидемий. После освобождения Львова от нацистов 21 июля 1944 года оказалось, что во Львове смогли выжить только 823 еврея [3, 4] (из 120 – 170 тыс. !).
После изгнания нацистов из Львова в город возвратилась часть еврейского населения, эвакуировавшегося на восток в 1941 году, а также евреи из других республик Советского Союза. Вскоре после окончания войны им пришлось столкнуться с набиравшим обороты государственным антисемитизмом, замаскированным под борьбу с "безродным космополитизмом", сионизмом и т.п. Закрыли один за другим все культурные, религиозные и общественные еврейские организации, в том числе театральную труппу и оставшиеся после разгрома
нацистами синагоги, превратив их в складские помещения, спортзалы и пр. После закрытия коммунистическими властями последней синагоги в 1962 г. немногочисленные верующие Львова были вынуждены собираться на молитву в обычных жилых домах, не приспособленных для богослужения [5].

После распада Советского Союза и становления независимой Украины государственный антисемитизм постепенно слабел, но набирали обороты экстремистские проявления местного национализма и бытовая ксенофобия, направленные на откровенное выдавливание еврейского населения из города и страны. До 1941 года численность еврейского населения в Украине была 2.6 млн. человек, из которых к 1945 году осталось лишь около 1 млн., а в 2005 году еврейское население страны составляло по разным оценкам от 90 до 140 тыс. человек . Если в 1959 г. во Львове проживало 25 800 евреев, то к 1989 г. их осталось 12 800, а в начале 2000-х гг. большая часть евреев Львова эмигрировала в Израиль, США, Германию и Австралию. Согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г. во Львове проживало 1900 евреев (0,3 % от всего населения – против 30 % в 1940 г.).

Во время перестройки, в 1988 г. во Львове была зарегистрирована еврейская община. В 1989 г. ей было возвращено одно здание синагоги. Тогда же было создано Культурное общество им Шолом-Алейхема. С начала 1990-х гг. во Львове действует благотворительная организация "Хесед Исраэль", ложа Бней Брит "Леополис", выходит первая еврейская газета "Шофар". Функционируют также организации "Сохнут", "Гилель", молодёжные клубы при этих организациях, а также "А-Шомер-А-Цаир", "Маром", "Бейтар" и Центр Холокоста [1].

Но волей неволей приходится говорить преимущественно в прошедшем времени, когда речь заходит о еврейском Львове или других городах, городках и местечках на просторах бывшего Союза, где до 1939 года евреи составляли заметную часть населения.

  Когда-то так казалось,
что всюду будут вечно
еврейские кварталы,
еврейские местечки.

Сады, дома, крылечки
уже давно пропали:
разгромлены местечки
и взорваны кварталы.

Потом в Стране Советов
то, что ещё осталось:
молитвы и заветы
местечек и кварталов,

писатели, поэты,
театры и газеты, –
под гнётом и запретом,
под прессом оказалось...

Разбитые кварталы
и стёртые местечки –
души мемориалы,
что погрузились в вечность.


Источники информации:

[1] Евреи Львова – Википедия:
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0
[2] 1939 Jewish Life in Lvov. The Gussack Video Library.
[3] ФИЛИПП ФРИДМАН. ГИБЕЛЬ ЛЬВОВСКИХ ЕВРЕЕВ:
      http://www.mankurty.com/holocaust/friedmanr.html
[4] Я. Хонигсман. Катастрофа львовского еврейства. Львов, 1993.
[5] В.Венедиктова: www.hesed.lviv.ua


 

Ниже приведены материалы этого сайта по тематике данного раздела


Галицкие евреи Золотая Роза: храм и легенда
Был во Львове еврейский театр... Львовский еврейский театр в 1939 - 1949 гг.
Рождество при перестройке Ф.Г.Раневская во Львове
Синагоги Львова Синагоги Львова (фотогалерея)
Еврейские кладбища Львова Еврейский мемориально-благотворительный комплекс во Львове
Добрые старые времена (кулинарный аспект)     Добрые старые времена (Продолжение) КОРОТКИЕ ИСТОРИИ ИЗ БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ
  Отсюда корни наших душ
Еврейские кварталы, еврейские местечки
   Два танго
  Cинагога на Угольной    Кухня моей бабушки






Наверх

© Адольф Берлин