|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
B прошедшем времени |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Во Львове евреи-раббаниты и караимы из Византии и юго-восточной Европы поселились уже
вскоре после основания города в 1256 году [1]. Однако вследствие массовой эмиграции
евреев из Германии и Богемии на восток во время крестовых походов 1096-1215 г.г.,
сопровождавшихся еврейскими погромами, а также в результате татаро-монгольского
нашествия 1239 г. в городе стали превалировать ашкенази; и это обусловило
восточноевропейский характер львовской общины.
Первая из этих общин обосновалась внутри городских стен на улице, носящей с 1383 года имя Еврейской (теперь ул. Староеврейская). Другая самоуправляющаяся, ашкеназская община обосновалась в Краковском предместье и была более многочисленной, но с менее развитой общественной структурой. Эти две еврейские общины Львова в городе и предместье из-за языковых, культурных и религиозных различий существовали параллельно в течение четырех столетий вплоть до объединения в 1756 г. Несмотря на многочисленные ограничения польских властей, евреи играли важную роль в экономике города, находившегося на перекрёстке торговых путей из Польши в Турцию и Малую Азию. Львовские евреи также участвовали во внутренней торговле, банковском деле и развитии ремёсел. К концу XIX столетия еврейская община Львова имела многочисленные синагоги, школы, библиотеки, филантропические организации и больницы. В 1910 г. евреи Львова (около 60 тыс. человек) составляли свыше 25 % населения города и были большинством в сфере свободных профессий (70 % адвокатов, 70 % членов торгово-промышленной палаты и 60 % врачей). Во Львовском университете в 1910 г. обучалось около 1500 евреев (33 % от общего числа студентов), действовало несколько еврейских студенческих союзов, в университете преподавали евреи-ученые. Неописуемые бедствия евреям Галиции принесла 1-я Мировая война. Сотни тысяч из них были мобилизованы и воевали, многие погибли на поле боя. Русское командование рассматривало Галицию, входившую тогда в Австро-Венгерскую империю, как вражескую территорию, а еврейское население как враждебное и систематически распространяло клеветническую информацию о "еврейском шпионаже и измене". Распространялись, в частности, нелепые слухи о том, что евреи прячут в бородах телефоны для связи с немцами. Это приводило к издевательствам и убийствам евреев, многие из которых были казнены по приговорам военно-полевых судов. Русское командование осуществляло также насильственное изгнание сотен тысяч евреев из прифронтовой полосы. Особенно жестоко эта политика проводилась в 1914 – 15 гг. Среди направлявшихся с фронтов эшелонов постоянно встречались вагоны, переполненные целыми еврейскими поселениями – мужчины, женщины, дети, старики сгонялись с насиженных мест; их гнали, куда попало, сами преследователи не знали куда. Часто их гнали до железных дорог пешком сотни верст. Некоторые в пути сходили с ума от голода, холода, горя и побоев. Чаще всего их направляли в Киев, где сгоняли в тюрьмы и полицейские участки, откуда затем ссылали в глубь России и даже в Сибирь. Бедствия и мучения этих людей не поддаются описанию; многие не знали русского языка и не имели представления, за что их преследуют. После окончания Первой мировой войны Львов в составе Галиции отошёл к Польше.
После начала Второй мировой войны (1939) и захвата Гитлером Польши её восточную часть оккупировала Красная Армия в соответствии с секретными протоколами к пакту Риббентропа-Молотова. Тогда во Львове проживало около 130 – 180 тыс. евреев, включая 35 тыс. беженцев из ранее оккупированной немцами западной и центральной Польши, что составляло около 30% всего городского населения. В городе было 24 синагоги и 7 молельных домов, а также небольшие кладбищенские синагоги. Советские власти летом 1940 года выслали около 10 тыс. еврейских беженцев вглубь СССР. Так что во Львове к приходу нацистов осталось 120 – 170 тыс. евреев. Уже в первые дни после 29 июня 1941 г., даты вступления немцев во Львов, в городе прошли инспирированные ими погромы, унесшие жизни нескольких тысяч евреев. Через несколько дней в лесу под Билогорщей немцы расстреляли 1400 мужчин-евреев. Весь июль 1941 года немцы и украинская вспомогательная полиция уничтожали в лисиничским лесу под Львовом еврейских политических деятелей и интеллигенцию, а также евреев, захваченных в городских облавах. Были взорваны или сожжены почти все синагоги города. В октябре 1941 года было создано львовское гетто на Замарстынове и в Клепарове, наиболее бедном и запущенном районе города, просуществовавшее до июля 1943 года, а в начале 1942 г. на Яновской улице был создан концлагерь. Часть еврейского населения вывезли в этот и другие лагеря уничтожения, много людей погибло в гетто из-за голода и эпидемий. После освобождения Львова от нацистов 21 июля 1944 года оказалось, что во Львове смогли выжить только 823 еврея [3, 4] (из 120 – 170 тыс. !).
После распада Советского Союза и становления независимой Украины государственный антисемитизм постепенно слабел, но набирали обороты экстремистские проявления местного национализма и бытовая ксенофобия, направленные на откровенное выдавливание еврейского населения из города и страны. До 1941 года численность еврейского населения в Украине была 2.6 млн. человек, из которых к 1945 году осталось лишь около 1 млн., а в 2005 году еврейское население страны составляло по разным оценкам от 90 до 140 тыс. человек . Если в 1959 г. во Львове проживало 25 800 евреев, то к 1989 г. их осталось 12 800, а в начале 2000-х гг. большая часть евреев Львова эмигрировала в Израиль, США, Германию и Австралию. Согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г. во Львове проживало 1900 евреев (0,3 % от всего населения – против 30 % в 1940 г.). Во время перестройки, в 1988 г. во Львове была зарегистрирована еврейская община. В 1989 г. ей было возвращено одно здание синагоги. Тогда же было создано Культурное общество им Шолом-Алейхема. С начала 1990-х гг. во Львове действует благотворительная организация "Хесед Исраэль", ложа Бней Брит "Леополис", выходит первая еврейская газета "Шофар". Функционируют также организации "Сохнут", "Гилель", молодёжные клубы при этих организациях, а также "А-Шомер-А-Цаир", "Маром", "Бейтар" и Центр Холокоста [1]. Но волей неволей приходится говорить преимущественно в прошедшем времени, когда речь заходит о еврейском Львове или других городах, городках и местечках на просторах бывшего Союза, где до 1939 года евреи составляли заметную часть населения.
Источники информации: [1] Евреи Львова – Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0 [2] 1939 Jewish Life in Lvov. The Gussack Video Library. [3] ФИЛИПП ФРИДМАН. ГИБЕЛЬ ЛЬВОВСКИХ ЕВРЕЕВ: http://www.mankurty.com/holocaust/friedmanr.html [4] Я. Хонигсман. Катастрофа львовского еврейства. Львов, 1993. [5] В.Венедиктова: www.hesed.lviv.ua |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ниже приведены материалы этого сайта по тематике данного раздела
|
Галицкие евреи | Золотая Роза: храм и легенда | ||
Был во Львове еврейский театр... | Львовский еврейский театр в 1939 - 1949 гг. | ||
Рождество при перестройке | Ф.Г.Раневская во Львове | ||
Синагоги Львова | Синагоги Львова (фотогалерея) | ||
Еврейские кладбища Львова | Еврейский мемориально-благотворительный комплекс во Львове | ||
Добрые старые времена (кулинарный аспект) | Добрые старые времена (Продолжение) КОРОТКИЕ ИСТОРИИ ИЗ БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ | ||
Отсюда корни наших душ
Еврейские кварталы, еврейские местечки |
Два танго | ||
Cинагога на Угольной | Кухня моей бабушки |