|
|
Памяти наших родителей Они свою прожили жизнь бесправно, под пятой тирана, с закрытым ртом, в потоках лжи в стране вселенского обмана. |
Когда-то так казалось, что всюду будут вечно еврейские кварталы, еврейские местечки. Сады, дома, крылечки уже давно пропали: разгромлены местечки и взорваны кварталы. Потом в Стране Советов то, что ещё осталось: |
молитвы и заветы местечек и кварталов, писатели, поэты, театры и газеты, – под гнётом и запретом, под прессом оказалось... Разбитые кварталы и стёртые местечки – души мемориалы, что погрузились в вечность. |
Ушедших еврейских местечек душа – в сердцах моего поколенья. В тот говор, в тот юмор, в ту боль, не дыша, мы входим, как просят прощенья. Еврейских местечек печален удел: когда-то стремились оттуда, теперь заглянуть бы туда хоть на день, но нет их, и больше не будет. Тут были свои мастера и певцы, торговцы на улочках тесных, свои сумасшедшие и мудрецы, артисты и клейзмер-оркестры. И мудрость, и юмор, и радость, и грусть впадали там в песни, как в море. Их помнили – с детства ещё – наизусть и пели в веселье и в горе. Тут плакала скрипка у каждых дверей, молилась еврейская мама, |
Ефиму Александрову а Тевье-молочник растил дочерей и верил в их счастье упрямо. Плыл в праздник косяк фаршированных рыб, форшмак – кулинарное чудо, и цимес с жарким у паштетной горы, и чай ароматный под струдель... Еврейских местечек святая печаль на сердце останется шрамом: их в гетто сожгла раскалённая сталь, чтоб стать кровоточащей раной. За стенами гетто не слышно шагов: там жизни погасли, как свечи. От целых общин не осталось следов, от бывших еврейских местечек. С заброшенных кладбищ, с могил тут и там взлетают испуганно птицы. Лишь редкий паломник приходит сюда за нас и за тех помолиться. |
В окошке узком догорела свечка... И пусть давно всё в запустенье тут, мы родом из еврейского местечка, отсюда корни наших душ растут. С нас спрос иной: мы с самого начала огромный путь Истории прошли. Мы вышли из еврейского квартала и разошлись по всем концам Земли. Понять бы, что досталось нам в наследство, о чём нам горны прошлого трубят, как сочетать друг с другом цель и средство, где наш исток, где нынче наше место и что оставим мы после себя. * * * Не заблудиться б во времени, не затеряться б средь прочих... Быть без корней и без племени, жить без традиций нам проще. Проще не слышать, не слушая, легче не думать, не каяться. Только теряется лучшее, если впадают в беспамятство. Не посещают сомнения не приходящих в сознание. Горестен путь поколения – от амнезии к незнанию. |
Пожалуйста, включите звуковые колонки.
Для просмотра видео нажмите кнопку "Play". Если видео не открывается, его можно посмотреть здесь. Turn speakers on. Press Play |
|
Здесь в тёмные жестокие века гонимый нетерпимостью людской защиту соплеменник мой искал за каменной стеною городской. Он знания, талант и ум вложил, всю душу в этот край, ему служа, страдал, когда бросали в спину: “Жид”, бедой дыша, погромами круша. |
Он возносил молитву к небесам в прекрасном храме, в “Розе Золотой”, блиставшей несравненной красотой, где мудрецов звучали голоса. Но храм Турей Загав взорвал вандал нацистский, – всё в руинах много лет. А кто теперь является сюда в бессильной злобе свой оставить «след»? |
Скрипач на крыше? Вот чудак, с кем нет покоя. Тем, кто внизу, нельзя никак постичь такое. Что он на крыше потерял в своей глубинке? На свадьбах бы себе играл да на поминках... |
Сегодня наш скрипач опять с утра на крыше. Так скрипку чувствовать, играть – дар Божий свыше. Трепещут струны под смычком легко и звонко. Всё замерло, а в горле – ком слезам вдогонку. |
Стыдясь своих имён, своих корней, мы, в сущности, в той жизни ведь не жили, – мы как-то приспосабливались к ней, в духовном гетто, в веренице дней существовали в обозлённом мире, где вирус антисемитизма распространялся, словно грипп. Как солнца луч ломает призма, ломались годы, люди, жизни от испытаний на изгиб. Со злобным перегаром ветер нам дул в затылок и в лицо, и нас провозгласила сплетня причиною всех бед на свете в бреду похмельном подлецов. |
Мы на закланье отданы судьбой в угоду предрассудкам и традициям. Где был рождён, я не был сам собой. Быть кем-то с второсортною душой? Как с этой долей можно примириться? Там пятый пункт жёг, как позор, мне воздуха недоставало, а «битый жид» вошёл в фольклор... И память эта до сих пор во мне болеть не перестала. Немало дней с тех пор прошло, но рана кровоточит всё же. Всё ждёте, чтобы повезло, – зло порождает только зло, на зле добро взойти не может. |
В душе у вас темно и пусто, и вас толкает в бездну, вниз пещерное слепое чувство – звериный антисемитизм. Вы в ненависти ненасытной сплотить сумели всякий сброд. Спасибо вам, антисемиты! Вы закалили мой народ, прошедший все ступени ада и неестественный отбор, не ставший пеплом или стадом векам и вам наперекор. Вы истребить нас не сумели, зато заставили скорей выносливей стать и сильнее, талантливее и мудрей. |
Нас разделяют океаны, разбросанных по всей Земле. Меж нами – города и страны, за нами – путь в пять тысяч лет. Мы шли вперёд по бездорожью в поту кровавом и в пыли, чтоб десять заповедей Божьих цивилизацию спасли. Вас гложет зависть, страх и злоба. Как может женщина и мать своё дитя живою бомбой послать чужих детей взрывать? Не хватит ли играть со смертью? Антисемиты, хоть бы раз своих детей любить сумейте сильней, чем ненавидеть нас. |
Существовали в громадной империи, нищей и лживой – до парадоксальности, напрочь лишённые власти доверия лица еврейской национальности. Отчества эти непроизносимые, речи отнюдь не славянской тональности, – незаменимые, невыносимые лица еврейской национальности. Пятой графы инвалиды с рождения, с безалкогольной, представьте, ментальностью, антисоветские по убеждению – лица еврейской национальности. |
Под подозрением и наблюдением, кадровиков раздражали до крайности не выездные, по определению, лица еврейской национальности. Но уезжали из дряхлой империи, в путь отправляясь за новой реальностью, за обретениями и потерями, люди еврейской национальности. По континентам рассеяны временем, страны сменили, язык, специальности, чтоб не стесняться ни рода, ни племени, просто евреи (по национальности). |
Как детям объяснить шесть миллионов исчезнувших в застенках навсегда, замученных, отравленных “Циклоном”, расстрелянных, повешенных, сожжённых? Никто не видел слёз, не слышал стонов, весь мир был равнодушен, как всегда. Шесть миллионов. Нам представить страшно, в какую бездну их толкнули ниц. Шесть миллионов напрочь стёртых лиц, шесть миллионов – целый мир за каждым. Шесть миллионов с будущим рассталось, потухло взглядов, закатилось лун. Сердец шесть миллионов разорвалось, шесть миллионов отзвучало струн. |
А сколько не свершившихся открытий, талантов? Кто узнает их число? Шесть миллионов оборвалось нитей, шесть миллионов всходов полегло. Как объяснить “шесть миллионов” детям? По населенью – целая страна, шесть миллионов дней – тысячелетья. Шесть миллионов жизней – чья вина? Как вышло так: прошли десятилетья, и через реки крови, море слёз то тут, то на другом конце планеты подонки отрицают Холокост? Как детям объяснить шесть миллионов?.. |
В скульптурах Яд Вашема в тисках машины адской окоченели время, и контуры, и краски. Хранят имён колонны след доблести солдатской и память миллионов, как срез могилы братской. |
Век кровавый, проснись! Не осмыслить потерь. Обесценена жизнь, обесценилась смерть. От бредовых идей и от тёмных людей – море крови и слёз, знак беды – Холокост. |
Возврат не страницу "Еврейский Львов" здесь. |
© Адольф Берлин