|
|
Был во Львове
|
. . . В тот говор, в тот юмор, в ту боль, не дыша, мы входим, как просят прощенья. Тут были свои мастера и певцы, торговцы на улочках тесных, свои сумасшедшие и мудрецы, артисты и клейзмер-оркестры. И мудрость, и юмор, и радость, и грусть впадали там в песни, как в море. Их помнили – с детства ещё – наизусть и пели в веселье и в горе. >> ... |
К концу XIX столетия еврейская община Львова имела многочисленные синагоги, школы, библиотеки, филантропические организации и больницы. В 1910 г. евреи Львова (около 60 тыс. человек) составляли свыше 25 % населения города и были большинством в сфере свободных профессий (70 % адвокатов, 70 % членов торгово-промышленной палаты, 60 % врачей). Во Львовском университете в 1910 г. обучалось около 1500 евреев (33 % от общего числа студентов), действовало несколько еврейских студенческих союзов, в университете преподавали евреи-ученые [1].
Первое представление еврейского театра по пьесе А. Гольдфадена "Суламифь" состоялось во Львове в 1889 году. А в общей сложности Львовский еврейский театр просуществовал около полувека.
Временем расцвета еврейской культуры во Львове, которой входил тогда в состав Польши, были двадцатые годы XX века. Как пишет Людмила Вайнер (Чикаго), "театральная еврейская жизнь тогда кипела: в одной лишь Варшаве имелось 4-5 еврейских театральных трупп, не говоря уже о еврейских театрах во Львове, Станиславе и Кракове". Так, в 1923 году в Варшаве прославленная еврейская актриса Ида Каминская вместе с мужем Зигмундом Турковым открыли свой "Warshaver Yiddish Kunst Teater" "[2].
В 1939 году, после установления Советской власти в Западной Украине, во Львове произошли преобразования в общественной жизни и в социальной сфере. Что касается еврейской жизни, то следует вспомнить о создании государственных школ с еврейским языком преподавания, открытии еврейских государственных библиотек и курсов по изучению языка идиш [3]. К сбежавшей от немцев во Львов "Иде Каминской власти отнеслись с уважением и предложили возглавить новый Львовский государственный еврейский театр... В состав театра вошли варшавские и галицийские актеры, несколько львовян, а позднее прислали актеров Днепропетровского еврейского театра, который как раз тогда закрылся" [2].
Однако уже с весны 1940 г. политика властей повернулась на 180 градусов: началось притеснение еврейской общественной и культурной жизни с кампании запрета всех еврейских религиозных, культурно-просветительных, благотворительных, научных, молодежных и иных организаций. Часть из них ("Агудат исраэль", "Мизрахи", "Бней-Брит") были объявлены националистическими и оказались вне закона, другие (профессиональные объединения ремесленников, кустарей, кооператоров, адвокатов, учителей, врачей, мелких торговцев, служащих, студентов) просто прекратили свою деятельность. Запретили все религиозные объединения и школы. Религиозные общины были ликвидированы [3].
После 22 июня 1941г. артисты Львовского еврейского театра во главе с Идой Каминской были эвакуированы в столицу Киргизии г. Фрунзе (теперь Бишкек). Туда же эвакуировалась и большая группа других творческих работников Львова, Станислава, Тернополя и других городов Западной Украины. Они организовали музыкальные и драматические ансамбли, выступавшие перед воинами госпиталей и местным населением [3].
После освобождения Украины от немецких оккупантов еврейская интеллигенция начала возвращаться из эвакуации. Однако "очень скоро выяснилось, что ни во Львове, ни в Киеве о восстановлении еврейской культуры не могло быть и речи – государственный антисемитизм становился все более откровенным и явственным. Все это стимулировало массовый отъезд западно-украинских евреев в Польшу, а оттуда – в Палестину, США, страны Западной Европы. В числе переселенцев и эмигрантов оказалось большинство актеров из труппы И. Каминской, А. Беринского, М. Лицмана" [3].
Оставшихся во Львове еврейских литераторов, артистов, музыкантов сумел объединить в драматическую труппу талантливый режиссёр Александр Друз. "Возрожденному театру было выделено помещение (по улице Мицкевича, 18) и сразу же началась работа над несколькими спектаклями по произведениям Шолом-Алейхема и А. Гольдфадена. Весной 1946 г. коллектив Александра Друза поставил свой первый спектакль "Великий выигрыш" по Шолом-Алейхему. Он был горячо принят зрителями, в основном евреями... Однако этот период длился недолго. Вскоре подули иные ветры. В стране развернулась массовая кампания борьбы с "космополитизмом", которая все более приобретала характер тотального преследования еврейской творческой интеллигенции, ликвидации национальной культуры. Во Львове первой жертвой антисемитской истерии стал недавно возродившийся еврейский театр. Его коллектив был разогнан. А. Друз, опасаясь репрессий, уехал из города." [3].
А через 40 лет после закрытия Львовского еврейского театра, в 1989 году в городе возродился еврейский театр-студия благодаря энтузиазму группы артистов во главе с режиссёром Марком Семеновичем Бацияном, который в то время руководил молодёжным театром "Современник". В труппу Бацияна входили актёры от учеников школ и студентов вузов до пожилых людей, знавших идиш и помнивших спектакли Львовского еврейского театра. Среди последних была Полина Григорьевна Замиховская – актриса того самого еврейского театра "МАСКА", который был закрыт советской властью во Львове в 1949 году. Продолжая его традиции, новый театр-студия взял себе имя того прославленного коллектива.
С августа 1989 по июль 1991 г. театр поставил 5 постановок: спектакль-лекцию "О еврейском театре во Львове", спектакли "Путешествие в Касриловку", "Дамский портной", "Одесские рассказы" и "Поминальная молитва". И это несмотря на то, что многие актеры уезжали в эмиграцию в Израиль, США, Германию. Спектакли театра, особенно премьеры, собирали полные залы. Театр совершил несколько успешных гастрольных поездок, а в 1992 году выступил на театральном фестивале в Германии [4].
До сих пор вспоминаю незабываемую атмосферу радости и гордости за то, что в старинном Львове вновь зазвучало с театральных подмостков слово, погрузившее нас, зрителей, "в тот говор, в тот юмор, в ту боль", которыми была пронизана еврейская жизнь в больших городах и в маленьких местечках, казалось бы, недавнего, но уже такого далёкого прошлого.[1]. Евреи Львова – Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0.
[2]. Людмила Вайнер (Чикаго): http://www.vestnik.com/issues/2001/0814/win/vainer.htm.
[3]. Яков Хонигсман, КИПЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАСТИ:
http://www.jewish-heritage.org/hngsmn1.htm.
[4]. Дима Вепринский, Еврейский театр во Львове. http://www.lvov-emmigrant.sitecity.ru/ltext_3007083919.phtml?p_ident=ltext_3007083919.p_2412213311.
Ниже приведена фотокопия статьи Иосифа Гельстона "Был во Львове еврейский театр...", напечатанной в ноябре 2005 г. в нью-йоркской газете "Еврейский Мир".
Полный текст этой статьи Иосифа Гельстона, опубликованной под названием "О деятельности Львовского еврейского театра в 1939 - 1949 гг." в израильской газете "Еврейский Камертон" от 27.X.2005 (стр. 16, 17) и любезно предоставленной мне автором, Вы можете прочитать здесь.
Если же у Вас возникнет желание глубже ознакомиться с историей возникновения еврейского театра в Восточной Европе и, в частности, во Львове, могу порекомендовать исторический очерк того же автора "Начало еврейского театра во Львове". Это достаточно популярный научный труд, настоящая энциклопедия с громадным количеством литературных ссылок по данной теме. С ним можно ознакомиться здесь.
Исторические очерки И. Гельстона "Начало еврейского театра во Львове" и "Где играл еврейский театр во Львове" с огромным количеством ссылок на источники информации можно прочесть по этой ссылке и здесь, соответственно.