Messer
Globo
МЕНЮ Обновления Навигац. дерево СтихиЯ Проза жизни Мой Львов Наследство
На главную Фотогалерея На досуге Самиздат Заграница Сайты о Львове Гостевая книга

Кинофильм Г. Панфилова "В ОГНЕ БРОДА НЕТ" (1967)


Р. Мессер. Рецензия "Свой голос"
Советский экран, 1968, №8, с.9


свой голос



В ОГНЕ БРОДА НЕТ
Сценарий Е. Габриловича и Г. Панфилова
Постановка Г. Панфилова
Главный оператор Д. Долинин
Главный художник М. Гаухман-Свердлов
Композитор В. Биберган



ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА... ТЕМА, К КОТОРОЙ не раз обращались наши кинематографисты. Не однажды рассказанная и эпически, и романтически, и скрупулезно-бытописательски. И вдруг в этот многообразный ряд врывается новый голос. Он звучит в дипломной работе выпускника ВГИК – Глеба Панфилова. Перед нами фильм, стремящийся рассказать о старом по-новому.
  Сценарий написан Евгением Габриловичем (совместно с Г. Панфиловым). В нем ощутима не только рука мастера кинодраматургии, но и философская глубина большого прозаика.
  В чем же свежесть авторского взгляда на прошлое? В чем своеобразие и оригинальность режиссерского почерка? Почему этот фильм о знакомых событиях звучит неожиданно современно?
  Новизна – прежде всего в обращении к никем по-настоящему не тронутой (по крайней мере, на экране) грани в теме гражданской войны – рождению искусства в огне революции. Не о мастерах культуры, отдавших свои творческие силы революционному народу, идет здесь речь. Фильм – о другом. О пробуждении художественного дарования, о том, как сама революция высекает искру таланта в людях из народных глубин. Таким, как Таня Теткина (тем, кто выжил), предстоял долгий путь культурного развития, учения ремеслу. Но озарение своим призванием пришло именно тогда. Есть нечто принципиальное в сугубо прозаическом звучании фамилии героини, в ее некрасивом лице, в неприкрашенной будничности ее труда санитарки из фронтового поезда. Ни тени натурализма не лежит на всех деталях скудной, готовой ежеминутно оборваться жизни, Секрет здесь – в духовных исканиях героини и самих авторов фильма. Танина страсть к рисованию возникает и развивается не вопреки ее тяжкому окружению, а именно изнутри него. Из нежной жалости нескладной девчонки к раненым, из ее острого чувства природы, из тревожных вопросов комиссару: "А это хорошо, что я влюбилась-то?", "Будет ли, чтобы все счастливые были?". Из ее мечтаний, соединивших тоску и надежду.
  Эту органичность, естественность рождения художника с удивительной одухотворенностью доносит молодая актриса Инна Чурикова. Она наивна и пытлива, смешлива и серьезна. В ней рядом живут простота и окрыленность, безмерная вера в победу и тревога. Как психологически достоверно играет она тему одержимости рисованием, способность видеть красивое вокруг себя! Молодая актриса поняла художественную структуру фильма-обобщения, фильма-раздумья, ощутила этическое мышление его авторов. Точность ее актерской работы проистекает не из бытовых штрихов, при всем их обилии, а из чувства цельности натуры своей героини.
  Масштаб авторских размышлений о жизни окрашивает всю атмосферу фильма, сказывается в большей части его актерских трактовок. Незатейливый Алеша-гармонист, красноармеец из продотряда, комически негодует на мечтательность Тани, высмеивает ее рисунки, убеждает себя: неумна   она   и некрасива. Но сила Таниной
любви производит душевный сдвиг в Алеше. Потребность общения с ней, разговора о ней становится уже жаждой "поговорить о жизни и смерти тоже". Сцена их расставания глубока, серьезна. Это – внутреннее преображение: личность духовно богатая вовлекает в свою орбиту человека, дотоле элементарного, вроде бы пустякового. Именно такое преображение удалось выразить молодому актеру М. Кононову.
  Не измельченную характерность, а характер-судьбу играет Майя Булгакова. Совсем небольшая у нее роль. Но в угловато-остром рисунке актрисы, почти графическом, в болезненной нервности, в переходах от взрывов горя к неверному смеху столько правды о жажде счастья, столько надежды найти его, столько открытости людям. Булгакова играет не просто неудачницу Марию. Она в этом образе открывает само время, его противоречия и боль.
  Характеры в фильме даны сжато, концентрированно. И едва ли не каждый из них открывает разные возможности последующего развития, видного нам лишь сегодня, сквозь пережитый опыт десятилетий. Вот старый боец Фокич (М. Глузский). Сколько позднейших ассоциаций рождает его сложный образ! Здесь и революционная стойкость – сцена его допроса перед гибелью. И догматическая ограниченность – убежденность в том, что "марксизьм" не для людей, а лишь для классов. Как сложно и противоречиво сплелись в нем уверенность в своем праве все решать ("ты художник, а я комендант"), его этого характера, его историческая многозначность отлично переданы актерски. Образ-обобщение и в фигуре комиссара (А. Солоницын). Боевая биография   и   томление   духа:   слишком много крови, "разбери, где страх, где правда, приучать людей к страху – вред".
Но именно он и говорит: "В огне брода нет".
  Блистательна по накалу скрытой страсти, по гамме аналитических мыслей работа Е. Лебедева в роли белогвардейского полковника. Духовное состязание с пленной Таней вместило и тему искусства, и потрясение старого мира перед нравственным богатством людей революции, и жестокость борьбы. Да, в огне брода нет! Работа Лебедева великолепна.
  Интересен и образ мужика (В. Кишпур), пригретого Марией.
  Вот эта-то многоассоциативность фильма, его крупный рисунок, его способность воссоздать сжатый, сложный образ эпохи делают его непохожим на прошлые картины о гражданской войне.
  В высокой степени эстетически доказательной представляется изобразительная сторона фильма. Молодой художник М. Гаухман-Свердлов с полным основанием обратился к традициям русского народного лубка и талантливо воссоздал их. Рисунки Тани Теткиной выразили именно ту раннюю стадию художественного сознания, на которой находится героиня. Они наивны, но страстны. В них бьется пытливая мысль, жажда выразить свое время. В сущности, лишь на ее рисунках и видна сама война в этом фильме. И все же он – именно о ней. О ее духовной сути, о ее противоречиях, о поисках счастья. В картине есть и проходные эпизоды, и проходные персонажи. Но главное в нем – афористически выраженная глубина замысла, неповторимость авторского почерка. Отличное начало молодого режиссера. Плодотворный союз старого мастера кинопрозы и дебютанта-постановщика. Славно, что "Ленфильм" поверил в это единение, дал ему путевку в жизнь.
Р. Мессер

 
В ОГНЕ БРОДА НЕТ       Таня Теткина (И. Чурикова) и Алексей (М. Кононов)
В ОГНЕ БРОДА НЕТ









                        Копия предоставлена Ольгой Скубеевой (Чита)




"В качестве профессионального художника, фактически наставника Тани Теткиной в фильме фигурирует Вася Мостенко в исполнении удивительно талантливого Вадима Бероева, к сожалению, так рано ушедшего из жизни." (И.А.Мусский, 100 Великих Отечественных кинофильмов. М., Вече, 2006, с.301)

Фильм "В огне брода нет" на ХХII Международном кинофестивале в Локарно (Швейцария) получил приз "Золотой леопард" (1969)



Возврат к странице Майор "Вихрь" смотрите здесь

Возврат к странице "Копии фотографий, статей и рецензий на фильмы и спектакли с участием Вадима Бероева " смотрите здесь






Наверх

© Адольф Берлин