V.Beroev
Globo
МЕНЮ Обновления Навигац. дерево СтихиЯ Проза жизни Мой Львов Наследство
На главную Фотогалерея На досуге Самиздат Заграница Сайты о Львове Гостевая книга

Vadim Beroev





Майор "Вихрь"

Артист театра, кино и телевидения,
Заслуженный артист РСФСР
Вадим Бероев
(1937 – 1972)




Когда талантом вспыхивают звёзды,  
их тут же кто-то жаждет погасить.
Об этом сожалеют слишком поздно, 
и, как обычно, не с кого спросить.

Звёзда упала, промелькнув над нами, 
чтоб кто-нибудь задумался о том, 
насколько коротка людская память 
и сколько равнодушия кругом.

Им не дано жить про запас, с оглядкой, 
когда в душе натянута струна.
Звезда себя сжигает без остатка,  
и через  годы свет приходит к нам.
         
Прежде всего, хотелось бы пояснить, что побудило меня "взяться за перо" и написать о Вадиме Бероеве. Пишу не только как поклонник его незаурядного и многогранного таланта, но и по праву соученика по 35-й львовской средней школе, которую мы одновременно окончили в 1954 году, учась в параллельных классах.

Вадим Бероев прожил очень короткую, но творчески насыщенную жизнь. "Он ушёл непростительно рано – его мир не совпадал с его окружением" [1]. Ему не дано было жить про запас, с оглядкой, и он действительно сжёг себя без остатка. Поэтому так жаль, что имя Вадима Бероева незаслуженно забыто.

Когда я начинал работать над этим очерком, биографическая справка Вадима Бероева пестрела вопросительными знаками, а сведения о его театральных работах были практически недоступны (к сожалению, и сейчас они крайне скудны).

Через Интернет я обращался ко всем, кто учился или работал с Вадимом Бероевым, с просьбой прислать сведения о нём, фотографии (пусть даже групповые). Однако на это обращение откликнулись не те, кому оно было адресовано, а простые люди, не знавшие В.Бероева лично, но не равнодушные к его творчеству и судьбе. С помощью Зои Левиной, Михаила Савельзона, Александры Дубинской, Ирины Тютиной, которым я очень признателен, мне удалось связаться с дочерью Вадима Бероева Еленой, любезно согласившейся ответить на вопросы, возникшие у меня во время работы над очерком об её отце. Хочу также упомянуть об Ольге Скубеевой из Читы, собравшей по крупицам статьи, рецензии, упоминания в печати о фильмах и спектаклях с участием Вадима Бероева (ниже приведены ссылки на фотокопии этих материалов, любезно предоставленные Ольгой).

Биографические данные:

Вадим Борисович Бероев родился 10 января 1937 г. в Беслане (в том самом осетинском городе, который стал известен всему миру значительно позже, 1 сентября 2004 г., когда 1128 учеников, родителей и учителей школы №1 этого города были захвачены в заложники исламскими боевиками; тогда погиб 331 человек, из них 186 детей и 145 взрослых, пострадавшими признано 958 чел.). Неподалёку в Осетии и сейчас есть целый аул, в котором Бероевы – самая распространенная фамилия. В то же время на многих Интернетовских сайтах утверждают, что В. Бероев родился во Львове, что не соответствует действительности.

Семья Вадима Бероева попала во Львов, когда туда направили работать его отца (советские власти посылали в недавно присоединённые западные области Украины специалистов со всего Союза). В 1954 г. Вадим окончил 35-ю львовскую среднюю школу. Одновременно он учился в музыкальном училище по классу фортепиано.

В 1958 году Вадим Бероев окончил Государственный театральный институт им. А.В.Луначарского, его педагогами были Варвара Алексеевна Вронская, Николай Васильевич Петров и Борис Никитович Докутович. В том же году он был принят в труппу театра им. Моссовета. Здесь он играл в спектаклях "Сверчок", "Жизнь Сент-Экзюпери", "Маскарад", "Вешние воды", "Дядюшкин сон", "Странная миссис Седвидж" (с Фаиной Раневской), "Два вечера в мае" (Г.И.Полонского, 1965 г., роль Бориса Аркатова) и "Они сражались за Родину" (пьеса П.Г. Дёмина по главам из одноимённого романа М.А.Шолохова, роль Николая Стрельцова).

С 1962 года одновременно с работой в театре Вадим Бероев вместе с женой Эльвирой Павловной Бруновской работал на радиостанции "Юность" [2, 5]. При этом они не просто зачитывали приготовленный заранее текст, а разговаривали со слушателями [5].

Вадим Бероев успешно сочетал театральную деятельность с работой в кино и на телевидении. Он за свою короткую жизнь успел сняться в пяти кинофильмах:

• Телефонистка (1962) (с Раисой Недашковской в главной роли)
            Режиссер: Гacaн Meхти-oглы Ceидбeйли
            Актеры: Paиca Heдaшкoвcкaя, Вaдим Бepoeв
            Сценарий: Гасан Мехти-оглы Сеидбейли, Исидор Анненский
            Оператор: Юлий Фогельман
            Композитор: Тофик Алекпер оглы Кулиев
            Фильм cнят пo пoвecти Гacaнa Mexти-oглы Ceидбeйли "Teлeфoниcткa"
• Самолеты не приземлились (Узбекфильм, 1963 или 1964)
            Режиссер-постановщик: З.Сабитов
            В ролях: Фархад - Л.Сенченко, Юсуф - Н.Латыпов, Мирза - С.Мордухаев,
                  Риад - В.Бероев, Фарида - Э.Бруновская, Амира - Т.Белоусова, Арсаи - В.Якут,
                  Гибсон - Н.Гарин, Мерроу - С.Годзи, Гарди - М.Шевцов
            Авторы сценария: Л.Аркадьев, Г.Осипов, А.Филимонов
            Оператор: П.Рядов. Художник: В.Синиченко
            Композитор: М.Бурханов. Звукооператор: Г.Сенчила
• Наш дом (Мосфильм, 1965) (Николай)
• Майор Вихрь (1967) (главная роль)
            (см. ниже)
• В огне брода нет (1967 или 1968?) (Вася)
            (см. ниже)

Вадим Бероев также снимался в телевизионных спектаклях и фильмах-спектаклях:

• Ленинградский проспект (1964) (фильм-спектакль)
• Каждый вечер в одиннадцать (по мотивам рассказа Анара Рзаева "Я, ты, он и телефон")
        (1965) – с Эльвирой Бруновской
• Первопечатник Иван Фёдоров (1968-69) (телеспектакль)
• Офицер флота (1971) (телеспектакль) – с Татьяной Пельтцер и Татьяной Васильевой
• Цезарь и Клеопатра (1964 ?) (фильм-спектакль)
• Маскарад (1963 или 1967 ?) (фильм-спектакль)

Зрителям запомнился фильм "В огне брода нет", снятый режиссёром Глебом Панфиловым, собравшим замечательный актёрский состав:

Инна Чурикова … Таня Теткина
Анатолий Солоницын … Комиссар Евстрюков
Михаил Андреевич Глузский … Фокич
Майя Григорьевна Булгакова … Мария
Анатолий Маренич … Мрозик
Владимир Терентьевич Кашпур … Колька
Евгений Алексеевич Лебедев … Полковник
Вадим Бероев … Вася
Михаил Кокшенов … Зотик
Михаил Кононов
Любовь Ивановна Малиновская

Авторы сценария: Евгений Габрилович и Глеб Панфилов. Художник: Маркэн Яковлевич Гаухман - Свердлов.

Это был один из первых кинофильмов, повествующих о гражданской войне просто, без прикрас и без ура-патриотического надрыва. Зритель видит войну глазами юной, некрасивой и застенчивой девушки, пытающейся передать своими рисунками собственные ощущения и видение военных будней (вариант названия – "О Тане Тёткиной и ее рисунках"). Фильм получил награду на кинофестивале в Локарно (1969).

Но всенародную известность Вадиму Бероеву принёс один из первых отечественных многосерийных фильмов "Майор Вихрь", снятый режиссером Евгением Ташковым по повести Юлиана Семёнова и по его же сценарию.
     




















Суперобложка книги:
Юлиан Семенов, Майор Вихрь. Москва, Эксмо, 1994 г.
В фильме снимались:

Вадим Бероев … Майор "Вихрь"
Анастасия Вознесенская … Аня
Виктор Павлович Павлов … Коля
Евгений Тетерин … Седой
Александр Ширвиндт … Юзеф
Владислав Стржельчик … Берг
Владимир Кенигсон … Трауб
Евгений Кузнецов … Шеф СД
Владимир Михайлович Гусев … Муха
Игорь Ясулович … Аппель
Сергей Голованов
Олег Борисович Голубицкий
Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма: Аня – А. Вознесенская, майор "Вихрь" – В. Бероев
Этот приключенческий фильм рассказывает об операции советской военной разведки по спасению древней столицы Польши – Кракова от разрушения фашистами, подготовившими в 1944 году план уничтожения памятников польской культуры.
Вавель
Старинный замок Вавель в Кракове, спасённый в 1944 г.

Во главе группы разведчиков был майор "Вихрь", роль которого и сыграл Вадим Бероев. Он впервые показал зрителю образ интеллигентного и мужественного разведчика, которому противостоит жестокий и умный враг.

Юлиан Семёнов написал повесть и сценарий к фильму на основе действительных событий, участниками которых были члены разведгруппы "Голос" во главе с капитаном Михайловым (Березняком), о судьбе которого Вы можете прочитать здесь.
Звезда всенародной любви зрителей к артисту Вадиму Бероеву зажглась в городе его детства и юности, так как съёмки фильма проходили во Львове. Запомнилась полная драматизма сцена встречи майора "Вихря" с фашистским жандармским патрулём на ступеньках выхода из ресторана, снимавшаяся на лестнице львовского Пожарного депо.
Вадим Бероев покорил зрителей своей яркой игрой и сдержанной манерой исполнения, не характерной для актёров того времени и ставшей востребованной гораздо позже, так что он фактически предвосхитил события. Бероев стремительно становится одним из символов Советского Союза 1960-х годов.

Однако, судя по всему, его творческая, тонкая и чувствительная натура не совпадала с окружающей действительностью. "Вадим Бероев в последние годы жизни много пил. Во время съёмок "Майора "Вихря" режиссёр Евгений Ташков говорил ему: "Вадим, с таким отношением к себе ты проживёшь от силы ещё года четыре". Ошибся он всего на два года... Бероева в очередной раз положили в больницу. Сам он, отправляясь туда, видимо, уже не питал никаких иллюзий относительно своего выздоровления.
Здание Пожарного депо, Львов
Здание Пожарного депо, Львов
Когда вместе с женой они на такси ехали в больницу, он попросил водителя покружить по Москве: проехать по Садовому кольцу, мимо здания родного театра, заехать на Красную площадь... Говорят, что Бероев умирал в полном сознании, правда, говорить уже ничего не мог и прощался со всеми, кто в тот момент находился возле него, глазами" [2]. Умер он 28 декабря 1972 г., за две недели до своего 35-летия. Только в газете "Вечерняя Москва" от 29 декабря 1972 г. был помещён короткий некролог. Похоронен Вадим Бероев в Москве на Введенском кладбище.

Очень высоко ценила талант Вадима Бероева Фаина Георгиевна Раневская, которая очень нежно относилась к нему и понимала драму его жизни. Вот как об этом пишет Юрий Данилин: "...Из бумаг выпадает фото артиста Бероева. Он рано ушёл из жизни, о чём Фаина Георгиевна пишет с печалью. Бероев играл с ней в одном из лучших её спектаклей – "Странная миссис Сэвидж", и на поклоны они выходили вместе. В театре Раневскую, любя, называли Фуфой, Бероева же в шутку прозвали Фуфовозом" [3].

И. А. Мусский в книге " 100 Великих актёров" упоминает: "Беспощадно требовательная к себе, она хотела такой же безоглядной самоотдачи и от своих партнеров. Фаина Георгиевна отказалась играть главную роль в спектакле "Странная миссис Сэвидж", когда ушел из жизни её молодой партнер Вадим Бероев, заменить которого актриса посчитала невозможным!" [10].

Как заметил артист Анатолий Адоскин: "Сценическая жизнь Раневской была не иллюзорной, а её собственной, и если из неё уходил друг, партнёр, то безвозвратно и навсегда уходила за ним она сама" [4].

А Алексей Щеглов, сын режиссёра Ирины Сергеевны Анисимовой-Вульф и внук Павлы Леонтьевны Вульф, первого театрального педагога и друга Раневской (именно он в детстве называл её Фуфой, что и стало прозвищем Раневской в театральной среде) пишет об этом так:

"Раневская и мама (Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф – А.Б.) очень любили и уважали Вадима Бероева, известного зрителю по кинофильму "Майор Вихрь", где он играл главную роль. Он нравился мудростью своих красивых глаз, культурой. Он играл почти во всех последних спектаклях мамы, но был уже болен, пил, слабели ноги, она пыталась помочь, разрешила ему играть в войлочных ботинках. Он ушел непростительно рано – его мир не совпадал с его окружением. Он был одним из немногих молодых партнеров, кого любила Фуфа, его даже звали Фуфовоз – он выводил ее на поклоны в спектакле "Дядюшкин сон". Раневская не могла играть "Странную миссис Сэвидж" без Бероева – любила его, грустила: "Любимый актер, прекрасный Вадим Бероев – погиб..." [1].
Когда о стену рушатся надежды, 
и кажется, ведёт в тупик твой путь, 
мир внутренний не совпадает с внешним, 
так хочется уйти куда-нибудь.

Сбежать, куда глаза глядят устало, 
в себя, а лучше от себя уйти 
за тридевять земель, куда попало, 
развалины оставив позади.

Но от себя не спрятаться, не скрыться.
Куда бы ни держал беглец свой путь, – 
в другое измеренье, за границу 
реальности, – себя не обмануть.

Когда твой мир не совпадает...
         			
Несмотря на свою короткую жизнь, Вадим Бероев занимает почётное место в ряду замечательных артистов театра, кино и телевидения. Он явился основателем "актерского клана" древнего осетинского рода Бероевых.
Эльвира Павловна Бруновская
Эльвира Павловна Бруновская

Его жена Эльвира Павловна Бруновская работала в театре им. Моссовета до 2000 года, сыграв там множество ролей. Снималась в кино (около 30 фильмов). Самые заметные кинофильмы с её участием: "Эскадра уходит на запад" (1965), "Опасные Гастроли" (1969), "Две сестры" (1970), "Фома Опискин" (1999). Однако больших ролей практически не было, так как, по её словам, тогда в моде были "боевые девушки" и "русский тип". Часто снималась на республиканских киностудиях "Арменфильм", "Азербайджанфильм", "Узбекфильм"[5].

Актёрами стали их дочь Елена, внуки Егор и Дмитрий, а также их двоюродный брат Андрей.

Дочь Вадима, Елена Вадимовна Бероева, в 1981 году окончила ГИТИС имени Луначарского и с 1981 года стала актрисой театра имени Моссовета (как и её муж, Юрий Черкасов). Она играла в спектаклях "Пчёлка", "ОБЭЖ", "Фабричная девчонка", "Двери хлопают", "Сашка", "Премьера", "Орнифль, или Сквозной ветерок", "Кафе Превера", "Дальше – тишина", "Кин, или Гений и беспутство", "Заповедник".
Елена Вадимовна Бероева
Елена Вадимовна Бероева
Её старший сын, внук Вадима Бероева, Егор Бероев в 1998 г. окончил Театральное училище имени М.С.Щепкина (курс Николая Верещенко) и по приглашению Олега Ефремова стал актером театра МХАТ им. А.П.Чехова. Также снимается в кино с 2000 года у таких известных режиссёров, как Досталь, Цыплакова, Газаров, Серебренников, Мороз и др.:
Егор Бероев
Егор Бероев
• Гражданин начальник (2001)
• Пятый угол (2001) (Андрей)
• Ростов-папа (2001)
• Семейные тайны (2001)
• Железнодорожный романс (2002)
• Каменская-2 (2002) (Стажёр)
• Сериал "Украденный сон"
• Дикий табун (2003)
• Игра в модерн (2003)
          (Александр Бартеньев)
• Папа (2004) (Давид, студент консерватории)
• Воскресенье в женской бане (2005)
          (Жених)
• Новелла "Строптивая Лада"
• Турецкий гамбит (2005) (Эраст Фандорин)
В 2005 году Егор Бероев был объявлен в России актёром года.

Его брат, младший внук Вадима Бероева, Дмитрий Бероев с пяти лет участвовал в спектаклях театра им. Моссовета. Сейчас учится в Театральном училище имени М.С.Щепкина.

Источники информации:

[1] Алексей Щеглов. РАНЕВСКАЯ. Фрагменты жизни. Изд. "Захаров", Москва,1998, 301 с.
[2] Вадим Бероев. http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/beroev-v.htm
[3] Фаина Раневская. Дневник на клочках. Подготовка текста, вступительная статья и публикация Юрия Данилина. Изд-во Фонда русской поэзии, С.-Петербург,1999, 111 с.
[4] ДРУГАЯ РАНЕВСКАЯ. http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/65n/n65n-s34.shtml
[5] Юлия Седова. "Никогда не считала себя героиней Островского". "Московская правда", 29.01.1998; http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/brunovskaya-ep.htm ; http://www.schelykovo.ru/about/memory/eka/
[6] Вадим Бероев. http://actors.khv.ru/b/beroev.htm
[7] Скубеева Ольга – см. http://www.ruskino.ru/acter/forum.php?class=sov&category=m&lit=Р‘&aid=917
[8] Бероев Вадим. http://www.rusactors.ru/b/beroev_v/index.shtml
[9] Бероев Вадим. http://kulichki.com/akter/new1/beroev.htm
[10] И. А. Мусский. 100 Великих актеров. Изд."Вече", Москва, 2003.

Хотелось бы, чтобы этот очерк привлёк внимание к яркой и трагической судьбе незаслуженно забытого артиста театра, кино и телевидения Вадима Бероева.
 


   Видео "Когда твой мир не совпадает... (Памяти Вадима Бероева)" Вы можете посмотреть здесь.

   О действительных событиях, участниками которых были члены разведгруппы "Голос" во главе с капитаном Михайловым (Березняком), прототипом майора "Вихря", о его судьбе Вы можете прочитать здесь.

   Копии фотографий, статей и рецензий на фильмы и спектакли с участием Вадима Бероева Вы можете найти здесь.

      С момента опубликования этих материалов прошло немало времени; изменилось общество, поменялись взгляды и представления, сместились акценты. Но несмотря на всё это, статьи тех лет сохранили для нас свою значимость как свидетельства того времени, отражающие эпоху, в которой жил и творил герой этого очерка.


© Адольф Берлин       


Наверх