Еврейские кладбища Львова
Globo
МЕНЮ Обновления Навигац. дерево СтихиЯ Проза жизни Мой Львов Наследство
На главную Фотогалерея На досуге Самиздат Заграница Сайты о Львове Гостевая книга

         
На страницу "Еврейский Львов"






Иосиф Гельстон      


Еврейские кладбища Львова

(историческая справка)

Фрагмент мацевы (надгробья) с изображением льва. Фото Давида Гобермана. Из книги Д. Гобермана, "Еврейские надгробья на Украине и в Молдове", Москва, 1993, стр.17




Здесь целый город под землёй,
слезами выпадают росы,
и охраняет свой покой
надгробий каменная россыпь.

Я в горький час сюда иду,
где каменеет болью память.
И, как заведено не нами,
кладу слезой омытый камень
я на могильную плиту...

                Адольф Берлин.
                Где каменеет болью память...





Перед второй мировой войной дирекция старинного еврейского кладбища во Львове на улице Шпитальной (ныне Базарная) утверждала, что наиболее древние надгробья на нём датируются XIV-м веком. Историки не подтверждали этого факта, так как надписи на старинных надгробьях трудно было разобрать. К тому же дата кончины в то далёкоё время писалась не буквенными изображениями, несущими числовую нагрузку, а прописью, что ещё более усложняло их прочтение (см. ил. 1).























                 →

Ил. 1. Старинное еврейское кладбище, вход на которое осуществлялся с улицы Шпитальной (ныне Базарная), 1920-е годы.
Из коллекции стеклянных негативов Львовского исторического музея


    Старинное еврейское кладбище, вход на которое осуществлялся с улицы Шпитальной (ныне Базарная), 20-е годы прошлого века


Первая документальная запись о еврейском кладбище во Львове от 27 мая 1414 года была найдена директором Львовского исторического архива Александром Чоловским в "Книге городских приходов и расходов, 1404-1414 гг." [1]. Впоследствии, сотрудник исторического музея Рудольф Менкицкий обнаружил запись об оплате за еврейское кладбище в расчётной книге Львовского магистрата, датированную 1480 годом (см. ил. 2). В ней говорилось: "Евреи обязаны платить за участок под кладбище ежегодно половину меры денег (30 польских грошей) в гордскую кассу в день св. Михаила". Территория, на части которой находилось еврейское кладбище, были подарены Львову польским королём Владиславом Ягелло 18 сентября 1415 года и назывались "обижарами", то есть окружавшими город [2]. Таким же термином назывались участки земли, не приспособленные для земледелия и расположенные на ломаном рельефе или на склоне горы. Именно на таком месте и находится старинное еврейское кладбище.
 
    Страница из книги Львовского магистрата 1480 г. с записью об оплате евреями за кладбище
Ил. 2. Страница из книги Львовского магистрата 1480 г. с записью об оплате евреями за кладбище
(ЦГИАУ, ф. 52, оп. 2, д. 698, л. 403)

  ←

Большинству провинциальных еврейских общин вплоть до конца XVI-го века не разрешалось иметь свои кладбища. По этой причине в период позднего средневековья старинное еврейское кладбище во Львове стало местом вечного покоя для всех евреев Галиции. Оно превратилось в своеобразный пантеон, на котором находятся останки многих еврейских деятелей той легендарной эпохи: раввинов - Леви бен Яков Кикинеса (бен-сын; умер в 1503 г.), Кальмана из Вормса (ум. в 1560 г.), Ошера бен Ицхак Хакоэна (ум. в 1582 г.), а также д-ра Исаака Нахмановича - мецената строительства синагоги "Турей захав" ("Золотая Роза"; ум. в 1594 г.), "Золотой" Розы - дочери Якуба (ум. в 1637 г.), Ихошуа бен Илияху Фалька - ректора Львовской иешивы (ум. в 1614 г.), Авраама Раппапорта Шрензелса - ректора Львовской иешивы (ум. в 1651 г.), раввина Давида бен Шмуэля Халеви ("ТАЗ"), автора "Турей захав" ("Золотые разделы"; ум. в 1667 г.), мучеников за веру, казнённых во Львове, Адели Кикенес из Дрогобыча (1710 г.) и братьев-раввинов Хаима и Йоны Райцесов (1728 г.); раввинов - Хахама Цви Ашкинази (ум. в 1718 г.), Хаима бен Симха Раппапорта, наложившего херем на франкистов (ум. в 1771 г.), Якова Оренштейна (ум. в 1839 г.), Иосифа Саула Натансона - ректор Львовской иешивы, Авраама Кона, отравленного религиозным фанатиком в 1848 году. В центре кладбище находился ряд из 129 могил жертв иезуитского погрома с датой 1664 год и надписью на надгробьях "святой" [3] (см. ил. 3).

    Надгробье (мацева) Нахмана бен Исаака Нахмановича (1616 г.). На обороте этого памятника имеется эпитафия супруги Нахмана Розы, известной под именем "Золотой" (ум. в 1637 г.)

Ил. 3. Надгробье (мацева) Нахмана бен Исаака Нахмановича (1616 г.). На обороте этого памятника имеется эпитафия супруги Нахмана Розы, известной под именем "Золотой" (ум. в 1637 г.).
Из собрания стеклянных негативов Украинского национального музея.

    Вид Львова, 1775-1777 гг. Гравюра Ф. Пернауэра

Ил. 4. Вид Львова, 1775-1777 гг. Гравюра Ф. Пернауэра. На переднем плане буквой "R" обозначено еврейское кладбище. Из книги: Witold Sholgina "Ikonografia dawnego Lwowa, czeіsc pierwsza – Najstarsze widoki Lwowa", Warszawa, 1991, ryc. 17
В 1627 году плату за кладбище перевели в золото и подняли до 18-ти флоринов (денежная единица XVI-XVII-го веков) [4]. Можно предположить, что изменения в оплате произошли после покупки и присоединения к кладбищу новых земельных участков в 1601, 1624, 1628 годах [5]. По материалам имущественной переписи 1766 года была составлена карта Львова, которая на сегодняшний день является самой древней из хранящихся во Львовском историческом архиве [6]. На ней еврейское кладбище показано в современных границах. Среди построек на его территории можно видеть в юго-восточной части очертания кладбищенской синагоги. Кроме синагоги в восточной части кладбища находились предпохоронное помещение "бейт тахара" и здания погребального общества "Хевра кадиша" с конюшней, построенные в 1795 году [7, с.90] (см. ил.4). В 1804-1807 годах в южной части кладбища поместили еврейский госпиталь, который ранее находился в еврейском квартале центральной части города [7, с.69].

В августе 1855 года, во время эпидемии холеры количество погребений на еврейском кладбище доходило до 15-ти в день. Это стало причиной закрытия старого кладбища и открытия нового еврейского кладбища на Яновском предместье на так называемых "Пилиховских полях", где оно находится до настоящего времени [8, с.46].

В мае 1872 года было открыто еврейское кладбище на Львовском предместье Знесенье площадью 0,8 га, на котором хоронили также евреев Брюхович, Винников, Замарстынова, Збоиска, Голоско, Клепарова, Кульпаркова и других пригородов [9].

В сентябре 1884 года при заведении для душевнобольных на Кульпаркове открыли ещё одно еврейское кладбище площадью 0,77 га [10]. Во Львовском историческом архиве хранится список похороненных там людей (1885-1906 гг.) с указанием насёлённых пунктов, откуда больные прибыли [11].

Новое еврейское кладбище, открытое в средине XIX-го века, стало местом вечного покоя первого львовского адвоката-еврея д-ра Эмануила Блюменфельда, д-ра Эмиля Быка, историков и раввинов Шломо Бубера, Иехезкеля Каро, Натана Лаувенштейна и многих других. К сожалению, захоронения великих людей еврейской общины Львова, как на старом, так и новом еврейских кладбищах, не сохранились. В 1856 году на новом еврейском кладбище стараниями львовского купца Эфраима Викселя была построена небольшая синагога, названная Новокладбищенской [8, с.47]. В 1875 году на средства Львовской еврейской общины была выложена булыжником мостовая на улице Пилиховской (ныне Ерошенко), которая соединяла улицу Яновскую (ныне Шевченко) с еврейским кладбищем. В 1890 году по проекту архитектора Альфреда Каменобродского со стороны улицы Пилиховской поставили каменный забор в неороманском стиле, фрагмент которого сохранился до наших дней [12, с.24]. Слева, возле главного входа на кладбище в 1894 году по проекту архитектора Израиля Зильберштейна было построено административное здание [12, с.21] (см. ил.5). В 1912 году по проекту архитектора Романа Фелинского (конструкторское бюро архитектора Михеля Улама) было возведено величественное здание предпохоронного помещения ("бейт тахара") в стиле модерн, увенчанное большим куполом [13] (см. ил.6). После первой мировой войны и ноябрьского погрома 1918 года Львовская еврейская община установила его жертвам величественный памятник, массивные руины которого можно было видеть ещё в 50-тых годах прошлого века. Возле монумента был устроен мемориал еврейским воинам, погибшим в период 1914-1918 годов, состоящий из 15-ти рядов могил, в каждом из которых находилось 23 захоронения [14]. Последние данные о покупке дополнительных земельных участков для расширения еврейских кладбиш на улице Пилиховского и на Знесенье датируются 1929 годом [15].
 
Вид фасада административного здания на новом еврейском кладбище, 1894 г. Ил. 5. Вид фасада административного здания на новом еврейском кладбище, 1894 г. ГАЛО, ф.2, оп.4, д.1276, л.21
  ←



Южный фасад здания бейт тахара на новом еврейском кладбище, 1912 г.

Ил. 6. Южный фасад здания бейт тахара на новом еврейском кладбище, 1912 г. Из собрания стеклянных негативов Украинского национального музея


В период немецкой оккупации новое еврейское кладбище продолжало функционировать, о чём свидетельствует книга регистрации захоронений (1941-1942 гг.) [16]. После расстрела членов Львовского юденрата в январе 1943 года, началось разрушение еврейского кладбища. По рассказам старых служащих кладбища весной 1943 года было взорвано предпохоронное помещение. Наиболее ценные памятники из гранита и мрамора снимались с постаментов и после перешлифовки отправлялись в Германию *.

В 1946 году, на скромные средства еврейской общины Львова возле входа был установлен гранитный обелиск на могиле расстрелянных, останки которых собирали по всему еврейскому кладбищу (см. ил.7). В этот же период справа от административного здания сделали небольшую пристройку, которую использовали, как предпохороннное помещение. В 1962 году по навету КГБ религиозная еврейская община была распущена, а еврейское кладбище присоединили к христианскому "Яновскому", которое начало функционировать в 1883 году.



Ил. 7. Обелиск на еврейском кладбище, слева у входа (1946 г.), поставленный еврейской общиной Львова на могиле погибших в 1941-1943 гг. Фото И. Гельстона, 1990-е годы
                                    →






На месте старого еврейского кладбища в 1947 году устроили колхозный рынок "Новый", который львовяне по привычке называют Краковским. На еврейском кладбище в Знесенье разместили автобазу, а на Кульпаркове -домостроительный комбинат. Ныне три четверти нового еврейского кладбища занимают христианские могилы, которые размещены в перекопанных еврейских захоронениях. В южной части кладбища имеется около сотни мусульманских могил. Еврейские захоронения (после 1944 г.) сосредоточены на нескольких полях возле главной аллеи. На месте бывшего мемориала еврейским воинам в начале 60-тых годов прошлого века были построены гаражи.

Рассказ о еврейским кладбищах во Львове будет неполным, если не вспомнить о массовых захоронениях львовских евреев периода Катастрофы. Из материалов Комиссии по расследованию фашистских преступлений известно, что расстрелы евреев производились:

1. В Скниловском лесу, где были обнаружены 10 ям с людскими останками, из которых открыты 4. Количество убитых - 4000 человек.

2. В Лисиницком лесу, напротив дрожжевого завода. Неподалёку от дороги на Винники. Там найдено 45 ям с количеством убитых от 500 до 3500 в каждой. Это только жертвы расстрелов 1941-1942 годов. В 1943 году тела казнённых сжигали.

    Обелиск на еврейском кладбище,  слева у входа (1946 г.), поставленный еврейской общиной Львова на могиле погибших в 1941-1943 гг.

3. На территории Яновского концлагеря и в его окрестностях (ныне исправительное учреждение МВД Украины №30, т. н. "тридцатка") найдено более 60-ти площадок с закопанным в них пеплом и перемолотыми костями. Открыто 5. В первой, площадью 420 квадратных метров, толщина слоя пепла составляла 45 сантиметров. В третьей выемке, площадью в 300 квадратных метров, залегание пепла и перемолотых костей достигало 2-х метров. (4-ая и 5-ая ямы имели площадь 420 и 595 квадратных метров). По оценкам специалистов количество жертв, способных дать такое количество пепла, составляет около 400 тыс. человек [17]. Можно предположить, что именно здесь покоятся останки значительного числа евреев дистрикта Галиция.

Ни одно из вышеперечисленных мест не отмечено памятными знаками. Единственный памятник ввиде гранитной глыбы, установленный в 1993 году вблизи Долины смерти за Яновским концлагерем, был похищен. В настоящее время еврейская община Львова не имеет отдельного кладбища.


Источники информации:

 1. A. Czolowski, "Pomniki dzejowe Lwowa", Lwow, 1896, t.3, s.11, 12.
 2. ЦГИАУ (Центральный государственный исторический архив Украины), Львов, ф.129, оп.3, д.268, лл.1, 2.
 3. Jakob Schall, "Po zabytkach zydowskich m. Lwowa", Lwow, 1935, str.30, 60.
 4. ЦГИАУ, Львов, ф.52, оп.2, д.735, л.614.
 5. M. Balaban, "Zydzi lwowscy na przelomie XVI-go i XVII-go wieku", Lwow, 1906, s.206.
 6. ЦГИАУ, Львов, ф.742, оп.1, д.870 "А", л.V.
 7. M. Balaban, "Dzielnica zydowska jej dzieje i zabytki", Lwow, 1909, s.69, 90.
 8. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.2, д.642, л.46.
 9. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.2, д.1448, л.248.
10. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.2, д.896, л.13.
11. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.1, д.374.
12. ГАЛО (Государственный архив Львовской области), Львов, ф.2, оп.4, д.1276, лл.21, 24.
13. Album inzynierow i technikow w Polsce, Lwow, 1932, t.I, cz.2; ГАЛО, ф.2, оп.4, д.1276, л.9.
14. Й. Гельстон, "Єврейський некрополь у Львові", "Галицька Брама", №1 (№37), Львів, 1998, стор. 15.
15. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.3, д.166, л.1.
16. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.1, д.376.
17. ГАЛО, ф.п-3, оп.1, д.278, лл.38, 39.

Израиль, г. Бейт Шемеш, 2007






* Очевидцы утверждают, что когда в 1990-е годы во Львове демонтировали памятник Ленину, из его фундамента извлекли плиты с еврейского кладбища. По свидетельству Феликса Бергера, такими же плитами c выгравированными на них изоброжениями магендавида и надписями на иврите был вымощен двор львовской внутренней тюрьмы МГБ в конце 1940-х годов (Ф. Бергер, Воспоминания. Миннеаполис. Зеркало, 1995, вып. 44, с. 22, 23, 27).

Здесь, где века погребены,
землёй впрессованные в память,
цепь искупления вины
от предков тянется за нами.

Тут каждый камень шлёт нам знак,
и не забудется никак

то, как в Германию везли
нацисты с львовских кладбищ, прямо
с еврейских надмогильных плит
шлифованный гранит и мрамор;

и как под статую вождя
легли кладбищенские плиты,
блестя под струями дождя
словами скорбными иврита.

                                Адольф Берлин




      Продолжение смотрите здесь




Наверх

© Адольф Берлин