Галицкие евреи в годы 1-й Мировой войны
Чтобы увеличить каждое изображение, наведите курсор на знак "+" над миниатюрой
Перед увеличением следующего изображения рекомендуется уменьшить ранее увеличенное изображение, для чего наведите курсор на знак "–" над миниатюрой
Неописуемые бедствия евреям Галиции принесла 1-я Мировая война. Сотни тысяч из них были мобилизованы и воевали, многие погибли на поле боя.
Русское командование рассматривало Галицию, входившую тогда в Австро-Венгерскую империю, как вражескую территорию, а еврейское население как враждебное и систематически распространяло клеветническую информацию о "еврейском шпионаже и измене". Распространялись, в частности, нелепые слухи о том, что евреи прячут в бородах телефоны для связи с немцами. Это приводило к издевательствам и убийствам евреев, многие из которых были казнены по приговорам военно-полевых судов.
Русское командование осуществляло также насильственное изгнание сотен тысяч евреев из прифронтовой полосы. Особенно жестоко эта политика проводилась в 1914 – 15 гг.
- | +
Карта военных действий (1914 – 15 гг.)
- | +
Австрийцы собирают погибших в Галиции- | +
Беженцы- | +
Дети Первой мировой
Кроме того, в период зимней кампании еврейское население беспощадно сгонялось для борьбы со снежной стихией. Сохранилось воспоминание о том, как отряды казаков с нагайками ловили исключительно евреев – стариков и молодых, мужчин и женщин, больных и слабых, – и гнали в холодную казарму, никого к ним не подпуская. Продержав сутки, их гнали пешком за 30 верст, заставляя чистить дороги без надлежащих приспособлений.
Положение этих несчастных было поистине ужасным: несколько дней в снегу, на жестоком холоде, без еды, без теплой одежды, полуобутые (у многих на ногах были тряпки вместо обуви). Из той группы в 3000 человек через 18 дней вернулись в Тернополь только 1600. Скончалось 62 человека, некоторые умерли вскоре потом, остальные остались калеками.
По свидетельству фольклориста Аба-Лева, служившего тогда в русской армии, в 1915 г. произошёл настоящий разгром русской армией евреев в Галиции. Он писал в своём дневнике:
"Когда русские войска заняли Галицию, для евреев открылся ад со всеми его ужасами. Наши солдаты, руководимые неспособными генералами, будучи не в состоянии отразить атаки врага на поле боя, открыли кровавый еврейский фронт, который тянулся от отдаленнейших мест в Карпатах до маленьких местечек Литвы и Польши. Люди-звери с ожесточением разрушали еврейскую жизнь: тысячи трупов убитых, умерших от голода и холода, от горя и страданий, валялись в лесах и долинах.- | +
Лицо Первой мировой- | +
Разрушения- | +
Гусятинская синагога- | +
Бучач
Среди направлявшихся с фронтов эшелонов постоянно встречались вагоны, переполненные целыми еврейскими поселениями – мужчины, женщины, дети, старики сгонялись с насиженных мест; их гнали, куда попало, сами преследователи не знали куда. Часто их гнали до железных дорог пешком сотни верст. Некоторые в пути сходили с ума от голода, холода, горя и побоев. Чаще всего их направляли в Киев, где сгоняли в тюрьмы и полицейские участки, откуда затем ссылали в глубь России и даже в Сибирь.
Бедствия и мучения этих людей не поддаются описанию; многие не знали русского языка и не имели представления, за что их преследуют. Вскоре киевские тюрьмы переполнились галицкими евреями.
Известен случай, когда поезд пришёл в Липовец (Киевская губерния) и тут же прибыл приказ о возврате эшелона в Галицию. Однако вернулись не все. Из 3 тыс. человек более 200 были тяжело больны, 18 человек помешались, 24 – умерло, а на обратном пути скончалось еще 52 человека".
Аба-Лев писал в дневнике, что Гусятин был первым местечком, в которое вступил их корпус. Евреев не видно было, их оттуда изгнали. Всякого задержанного еврея обвиняли в шпионаже и тут же вешали или расстреливали. От развалин несся еще сильный запах гари . Аба-Лев собирал в синагогах и молитвенных домах обгорелые куски свитков Торы. Большая гусятинская синагога, считавшаяся одной из старинных и интересных по своему архитектурному стилю, была опустошена.
А ведь прежде Гусятин славился богатой еврейской общиной и был известен своим ребе, внуком реб-Израиля Ружинского. Кроме того, там была большая еврейская типография с книжным складом, где букинистами Швайгером и Френкелем было собрано очень много старинных еврейских книг.
Такая же судьба постигла г. Чертков (Ивано-Франковской области), центр хасидизма, с его тысячами легенд о цадиках, потомках реб-Израиля Ружинского, с прекрасным дворцом чертковского цадика. От этого великолепия остались одни развалины.
Такая же участь постигла и другой город Галиции - Бучач, где родились Симон Визенталь и писатель Шмуэль Иосеф Агнон.
Солдаты там подожгли в поисках водки еврейский детский приют. В одном месте лежал мальчик с переломанными руками, а возле него – его мать с разбитым черепом и отрубленными ногами. В других домах ещё валялись трупы изнасилованных женщин, мужчин с разбитыми головами и вытекшими глазами.
Еврейские общины на Украине создавали в те годы благотворительные комитеты для помощи галицийским беженцам и обездоленным. Одним из организаторов комитетов помощи еврейским беженцам был Семён Акимович Ан-ский (Шломо Раппопорт), позднее известный еврейский писатель, фольклорист, основавший в 1919 г. еврейское этнографическое общество. В 1920 – 25 гг. вышло посмертно в Варшаве 15 томов его сочинений на идиш. Три тома полностью посвящены бедствиям, которые 1-я Мировая война принесла еврейским общинам Галиции, Буковины и Польши.
- | +
Охотник за нацистскими преступниками Симон Визенталь
- | +
Ю.Гринберг и Шмуэль Иосеф Агнон
- | +
Семён Ан-ский – писатель, этнограф, автор прославленного «Диббука»
- | +
Рабби возлагает тфиллин (фото Коли Миллера)
С описанными выше событиями связано хасидское предание под названиемЧУДЕСНЫЕ ТФИЛЛИН
Ружинский Рабби Исроэль унаследовал пару тфиллин от своего великого прапрадеда знаменитого рабби Дов-Бера из Межирича, преемника великого Баал-Шем-Това.
После его смерти сыновья собрались вместе, чтобы поделить между собой наследство отца. Во избежание распрей один из братьев предложил каждому написать, что бы он желал взять себе из вещей отца. Записки положили в конверты, но потом решили бросить жребий, чтобы всё зависело только от воли Небес. Удача улыбнулась рабби Довиду-Моше.
А когда всё же распечатали конверты, оказалось, что у каждого из братьев был длинный список, который, помимо прочего, включал тфиллин отца. И только в записке рабби Довида-Моше стояло одно-единственное слово – "Тфиллин". Тогда братья признали, что жребием действительно руководило Божественное Провидение.
Вернувшись домой, в Потек, рабби Довид-Моше каждое утро перед молитвой возлагал отцовские тфиллин и ощущал исходящую от них энергию.
Рабби Авраам-Яаков, старший из братьев, вернувшись к себе в Садигор, не переставал думать об отцовской паре тфиллин. Об этом узнали два его юных ученика, которые решили втихомолку отправиться в Потек и добыть для своего раввина эти тфиллин, подменив их обычными.
Когда юноши вручили своему Ребе святые тфиллин и тот узнал, как они их добыли, то разгневался и отправился вместе с ними к брату. Тот радушно встретил своих гостей. На следующее утро в синагоге рабби Авраам-Яаков стал украдкой наблюдать за приготовлениями своего младшего брата к молитве. Он увидел, как тот взял в руки подменённые тфиллин, вздохнул и положил на место, объяснив брату, что больше не ощущает их энергии: "Видимо, я их больше не достоин". Тогда старший брат открыл ему, что тфиллин были подменены, и вернул пропажу: "Только ничего не спрашивай". Тот взал тфиллин в руки и сказал, что чувствует: они действительно отцовские.
Прошли годы. Тфиллин перешли к его сыну Исроэлю, ставшему ребе г. Черткова. В 1914 г. русские войска вторглись в Галицию и стали подступать к Черткову. Спасая свои жизни, жители поспешно бежали, бросая дома и имущество. Бежал и рабби Исроэль со своей семьёй, в суматохе он забыл о драгоценной паре тфиллин. Ворвавшиеся в Чертков казаки крушили всё и подожгли дом Ребе. Тем временем реб Исроэль уехал во Львов, а потом в Вену, где дождался конца войны, горюя о разгроме своей общины и потере отцовских тфиллин.
Однажды, в его дом постучался незнакомый солдат, потребовавший немедленной встречи с Ребе. Не говоря ни слова, солдат вынул из своего мешка завёрнутые в платок тфиллин, вручил ему и рассказал, что, он – еврей, служивший в русской армии, а нашёл тфиллин в развалинах дома Ребе в Черткове после ухода казаков, поклявшись себе вернуть знаменитые тфиллин законному владельцу. Всю войну солдат носил находку в своём вещмешке и уверен, что именно она защищала его от смерти, ранений, болезней и голода, в том числе и в плену.
Ребе решил дать ему денег и вышел за ними в другую комнату, но, вернувшись, солдата уже не застал. Того искали на улицах, на базарной площади, в синагогах, но нигде не могли найти. Солдат исчез, и никогда больше Ребе не встречался с этим таинственным человеком.