|
|
Рождают здесь восторг и восхищенье
развалины, соборы и мосты,
где бродят Мастеров Великих тени.
К Истории своё прикосновенье
невольно вскоре ощущаешь ты...
Флоренция обрушила на нас своё великолепие Кафедрального собора Ди Санта Мария дель Фиоре, площади Синьории, Баптистерия Иоанна Крестителя с дверями из позолоченной бронзы, палаццо Веккио и прилегающих улиц и площадей, где на каждом шагу видятся тени флорентийских правителей 14 – 18-го веков Медичи и прославленных Великих Мастеров: Караваджо, Тициана, Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также Данте Алигьери. Музей поэта и одного из основателей литературного итальянского языка расположился в восстановленном доме поэта, так как в своё время дом Данте после его выдворения из города был разрушен. Так что изгнание интеллектуалов по политическим соображениям придумали задолго до просвещённого ХХ века, просто перенявшего такую удобную для властей практику. Флорентийцы потом спохватились и пытались перенести к себе прах Данте из Равенны, где тот, в конце концов, поселился после изгнания и где был похоронен. Однако равеннцы не отдали тела великого итальянца во Флоренцию. И правильно сделали...
На площади Синьории наше воображение поразили великолепный фонтан Нептуна, а неподалёку известные скульптуры: Юдифи и Олоферна, Давида, бронзового Персея с головой Медузы, побеждающего кентавра Геркулеса, похищения сабинянок. В галерее Уффици глаза разбегались при виде творений упомянутых выше Великих итальянских мастеров. Почти всё это мы уже видели раньше в репродукциях или на Интернете, но впечатления от "личной" встречи совсем другие.
Чтобы увеличить изображение, щёлкните курсором по миниатюре.
Направление навигации укажут стрелки "Вперёд >" и "< Назад"
в нижних углах увеличенного изображения
По дороге в Рим мы посетили виноградники в провинции Кьянти с дегустацией вин, сыра, оливкового масла, а также смесей на основе бальзамического уксуса. По пути стали всё чаще попадаться кипарисы и пинии, итальянские сосны с пышной копной зелени над практически голым стволом. Отсюда произошло имя героя итальянской сказки Пиноккио, двоюродного брата нашего Буратино, фигурки которого разных размеров продают во всех магазинах сувениров вечного города.
* * *
В Риме нас удачно поселили в гостинице рядом с транспортным узлом Термини, откуда легко добраться до любой точки города на метро или автобусе. Гостиница маленькая с таким же игрушечным лифтом, куда с трудом помещались два человека с чемоданами. Кстати всё в ней было размера "петит".
Некоторых туристов разместили по двое в номер с полутораспальной узкой кроватью. Когда наши Бакинские туристки возмутились и потребовали номер с двумя кроватями, наш гид заявила им, что надо было предупредить об этом заранее, как будто она не знала, что они не родственники и не семейная пара и их нельзя заставлять спать вдвоём в одной узкой кровати.
Здесь, по-видимому, уместно сказать несколько слов о туристическом обслуживании поездки. Наш гид-москвичка (думаю, не коренная, с напором и повадками провинциалки из российской глубинки, когда-то приехавшей покорять столицу) часто повторяла "мы, лингвисты". Из этого можно было сделать вывод, что она кончала романо-германское отделение (со специализацией по итальянскому) факультета иностранных языков – скорее пединститута, а не университета, судя по её запасу слов и лексике. Например, она любила употреблять выражение "60 процентов жителей населения" и тому подобные. В случае любых конфликтов наш гид не хотела даже вникать в их суть, а бросала фразу "Можете на меня жаловаться!", поворачивалась и уходила прочь. В общем, было налицо хорошо знакомое советское отношение к туристам при вполне капиталистической цене тура, причём за вход в музеи, переправу через Большой канал в Венеции, ночную экскурсию по Риму и т.п. платили отдельно, так что набежало порядка 20 процентов от стоимости тура.
Думаю, что колоссальный наплыв туристов в Италию настолько снижает давление конкуренции на владельцев туристических компаниий, гостиниц, ресторанов и прочих объектов сферы обслуживания, что они перестают бороться за клиентуру. Отсюда всё это пренебрежительное (хочется провести аналогию с "совковым") отношение к туристам и перекосы, о чём я написал в этих заметках. В них я сознательно не сосредоточивался на широко известных подробностях достопримечательностей этой замечательной страны, а старался обратить внимание читателя на то, что обычно остаётся "за кадром". Надеюсь на понимание и поддержку такой концепции.
* * *
Развалины римского форума, Колизея, площадь Республики с фонтаном наяд, площадь Навона с фонтаном четырёх рек, площадь Испании со знаменитой лестницей, красивейший римский фонтан Ди Треви, площадь Венеции (где водружён монумент объединившему страну Виктору Эммануилу II и построен по приказу Муссолини помпезный комплекс; наш римский гид-итальянец сказал, что римляне называют его пишущей машинкой или свадебным тортом) – всё казалось таким знакомым по книгам и фотографиям, но совсем другим при личной встрече.
По давней и распространенной среди туристов традиции мы бросили монетки в фонтан Ди Треви. Туристы верят, что первая монетка сулит возвращение в Вечный город, вторая – исполнение желания, а третья обещает найти в Риме любовь. Туристы не скупятся, так что ежедневно фонтан зарабатывает до полутора тысяч евро. Деньги изымают под охраной полиции и передают в "Красный крест" или другие благотворительные организации.
К сожалению, наша турфирма в целях экономии решила, что в Риме мы будем пользоваться не туристическим автобусом, а общественным транспортом. Нам раздали единые проездные билеты, и автобусная поездка не доставила особых хлопот. А вот когда нашей группе пришлось воспользоваться метро, это сделать оказалось не так просто. Все вагоны были забиты. Когда мы попытались как-то втиснуться в вагон, молодой парень, нагло ухмыляясь, просто грубо вытолкнул женщину из нашей группы из вагона на перрон. По возвращении из Италии мне попалась на глаза заметка о том, что итальянцы в среднем злятся по семь раз за два дня (второе место после британцев). Итальянцев больше всего злят неумелые водители и, как мы убедились на собственном опыте, другие транспортные проблемы.
Действительно, уму непостижимо, как здесь водители умудряются буквально продираться сквозь толпы туристов, армады мотоциклов и, чаще, мотороллеров на своих маленьких (по американским понятиям) машинах. Такое впечатление, что правил движения никто не соблюдает, узкие улицы заставлены мотороллерами и машинами часто с обеих сторон, оставляя для проезда узенькую полоску. Передние колёса припаркованных мотороллеров обычно заблокированы цепями, но попадаются мотороллеры, с которых снято всё, что только можно отломать и отковырять, вплоть до стёкол подфарников.
А вот на междугородних шоссе картина совсем другая: в отличие от американских дорог здесь автомобили используют левые полосы не для движения в течение всего времени, а в основном, для обгона, тут же возвращаясь в правую полосу, чтобы освободить дорогу идущим сзади машинам. Это заметно повышает пропускную способность автомагистралей.
Наш гид рассказывала нам об Италии только в пути, в автобусе, а в каждом городе нас сопровождал местный гид. В Риме это был эрудит Паоло, поведавший, в частности, что Колизей на 50 тысяч зрителей строили 60 тыс. евреев из 160 тысяч угнанных в плен после подавления антиримского восстания в Иудее. А разрушили Колизей не варвары, а сами римляне, превратившие его в эдакую каменоломню, из которой брали камень для строительства вилл и домов, предварительно украв бронзовые и свинцовые закладные детали, скреплявшие каменные блоки (тогда строительного раствора ещё не изобрели, а цветные металлы были в цене, как, впрочем, и теперь). Об этом свидетельствуют многочисленные круглые отверстия во всех стенах Колизея.
* * *
Воровство в Италии не ушло в прошлое с падением древнего Рима, но теперь им чаще промышляют эмигранты из Албании, Румынии и других бывших социалистических стран.
Нас предупреждали, что нельзя выпускать сумок из рук: процветает воровство. Документы и деньги нельзя оставлять даже в сейфе в номере гостиницы (сейф могут просто вынести из гостиницы вместе с его содержимым), и всё же один турист из нашей группы был ограблен.
В Италии не говорят: "Кошелёк (сумку, автомобиль) украли", а стыдливо замечают:
– Кошелёк "исчез", сумка "исчезла", автомобиль "исчез".
Любой посёлок, как и Рим, здесь вечен.
Грохочет туристический прибой.
Народ немного в жадности замечен
и транспортной проблемой покалечен;
всё "исчезает" тут само собой.
* * *
К счастью, у нас был целый свободный день в Риме. Как приятно было побродить по городу без спешки ("посмотрите налево, посмотрите направо; мы проехали мимо..."), попить из разбросанных по городу колонок очень вкусную римскую воду, закрепить свои впечатления от общения с вечным городом.
Такими же яркими были наши впечатления на следующий день от посещения музеев Ватикана, знаменитой Сикстинской капеллы, где собираются кардиналы на выборы Папы римского, а потолок сценами страшного суда расписал сам Микеланджело.
После экскурсии в Ватикан наш гид привёл нас в магазин сувениров, где можно было приобрести также книги и диски DVD об Италии на русском языке. В качестве бонуса, что ли, нам разрешили воспользоваться туалетом. Когда мы решили реализовать наше право, хозяин магазина решительно воспрепятствовал этому; правда, потом извинился после вмешательства нашего гида. В отличие от Нового Света, где публичные туалеты есть во всех больших магазинах и на автозаправках, здесь почти все туалеты были платными, причём плата менялась в зависимости от места от 30 евроцентов до нескольких евро. На остановках на междугородных шоссе туалеты были бесплатными, но зачастую представляли собой просто дыру в полу, правда, в керамическом обрамлении.
От Ватикана мы пошли пешком вдоль набережной Тибра к Большой римской синагоге, где происходило действие ключевого эпизода одного из моих видеофильмов. Так что мне хотелось воочию, а не на фотографии, увидеть эту красивейшую синагогу Рима, а может быть, и Европы.
* * *
Мы по мосту перешли на другой берег реки и пошли по тенистой аллее вдоль прекрасной набережной. А по пути напоролись на первоклассного мошенника на "Вольво", попытавшегося нас виртуозно "нагреть". Его автомобиль остановился рядом с нами, он поздоровался по-английски и спросил, как проехать к Ватикану. Мы шли как раз оттуда и потому подробно объяснили ему дорогу. Он, в свою очередь, поведал нам, что представляет фирму Армани, выставка которой откроется в Риме через несколько дней (действительно, нам несколько раз попадались на глаза плакаты с её рекламой). Так вот, он хочет отблагодарить нас за нашу любезность и подарить эксклюзивный экземпляр из коллекции Армани. Уточнив рост моей спутницы, он достал с заднего сидения чёрный пластиковый пакет, в котором угадывалось нечто, кончик которого из чёрной кожи был нам продемонстрирован. Затем наш новый знакомый совсем уже расщедрился, достал с заднего сидения ещё один чёрный пластиковый пакет с чем-то, по его словам, из мужского гардероба и почти что дал мне подержать вешалки, торчащие из пакетов. Тут он стал ругать итальянцев, которые вчера обманули его на 10 тыс. евро, оставив практически без денег, и он даже не может заправить свой автомобиль. Так что не выручим ли мы его некоей суммой, учитывая, что стоимость предлагаемых нам подарков более тысячи евро? Нам стало всё ясно ещё до его просьбы, и я ответил, что расплачиваюсь кредитной карточкой, а наличных денег, кроме какой-то мелочи, не ношу с собой. Выражение его лица мгновенно изменилось, он потерял к нам интерес, бросил пакеты на соседнее сидение и стремительно уехал, даже не попрощавшись.
И тут мне вспомнилось высказывание: "Если у Вас что-то украли на Тибре, значит, стибрили. А как воскликнуть, если бы такое случилось в Пизе?.."
* * *
Большая римская синагога оказалась действительно очень красивой. Мы обратили внимание, что её охраняет полицейский, для которого сооружена специальная будка перед оградой. Заметив, что я фотографирую, к нам подошёл молодой парень, видимо, из службы безопасности и без объяснения причин сказал, что не нужно фотографировать посетителей, как раз выходивших после службы в синагоге. Думаю, это тоже связано с их безопасностью.
Жилые здания в этом районе города тоже были очень красивыми. Мы заглянули в какой-то первый попавшийся двор, и поразились красоте старинных скульптур, лепных украшений и чугунных ограждений. Ну, просто музей под открытым небом.
Так жаль было прощаться с солнечной Италией.
Любой посёлок, как и Рим, здесь вечен.
Грохочет туристический прибой.
Народ немного в жадности замечен
и транспортной проблемой покалечен;
всё "исчезает" тут само собой.
Здесь в воздухе – свой аромат и ясность,
на улицах – и шум, и теснота.
Вдруг, ощущая эту мощь и властность,
так чувствуешь к Италии причастность,
что не мешает даже суета.
Рождают здесь восторг и восхищенье
развалины, соборы и мосты,
где бродят Мастеров Великих тени.
К Истории своё прикосновенье
невольно вскоре ощущаешь ты...
Италия – из зелени и солнца.
История здесь хлещет через край;
античность в каждом камне узнаётся,
навряд ли описанью поддаётся;
и хочется кричать: "Не исчезай!"
После этой поездки мы ощутили, как изменилось наше отношение к публикациям об Италии и даже к электронным письмам, содержащим фото- и видеоинформацию о ней. Раньше мы рассматривали это несколько отстранённо, а теперь всё великолепие итальянской архитектуры и изобразительного искусства освещено для нас ощущением причастности, вызывая из памяти те места, которые мы недавно посетили.
Италия, не исчезай!
© Адольф Берлин