Синагоги Львова
Globo
МЕНЮ Обновления Навигац. дерево СтихиЯ Проза жизни Мой Львов Наследство
На главную Фотогалерея На досуге Самиздат Заграница Сайты о Львове Гостевая книга

         
На страницу "Еврейский Львов"






Иосиф Гельстон      


Синагоги Львова

С поры библейской Храмы разрушают –
и в камне, и в душе своей не раз,
сжигают, оскверняют и взрывают.
Но в памяти руины, оживая,
нетленными становятся для нас.

Однако же живёт мечта о чуде,
к которому ведёт нелёгкий путь,
и в возрожденье Храма верят люди –
из пепла и надежд... когда-нибудь.

                              Адольф Берлин. Храм


О первых столетиях еврейского присутствия во Львове

Крестовые походы 1096-1215 г.г., сопровождаемые нападениями и убийствами иноверцев, вынудили немецких евреев сняться с насиженных мест и двинуться на восток в Польшу и Чехию. Изгнание евреев из Киевской Руси в 1126 году, татаро-монгольское нашествие 1239 года заставили потомков Иакова двинуться на запад в Галицию и Волынь. В XIV-ом столетии евреи с востока и запада встретились на территории Галиции.

Хотя татарские отряды неоднократно пересекали Карпаты, а беспрерывные баталии за престол Галицко-Волынского княжества между правителями Польши, Литвы и Венгрии продолжались до средины XIV-го века, переселяться далее было некуда. Восточные и западные евреи основали в главном городе Галиции Львове две разные общины. По аналогии с еврейской общиной Владимира-Волынского, впервые упомянутой в 1288 году [1], можно предположить, что еврейская община восточного происхождения была более древней и обосновалась у верховья реки Полтвы после 1268 года, когда князь Лев Данилович перенёс столицу Галицко-Волынского княжества во Львов из сожжённого татарами Галича [2]. В 1350 году, во время осады города литовцами княжеский Львов сгорел [3].

После присоединения Галиции к Польше Львов начали отстраивать в сторону латинского квартала, а центральная часть княжеского Львова превратилась в предместье. Польский король Казимир Великий в 1356 году предоставил новому, окружённому крепостными стенами городу, привилегий, названный "Магдебургским правом", в котором впервые упоминаются львовские евреи [4].

Для организации немецкого самоуправления король Казимир привлекал колонистов из Германии, которые прибывали в Польшу вместе с евреями. С большой долей вероятности можно предположить, что ими были беженцы, искавшие в 1348-1349 годах спасения от эпидемии холеры, сопровождаемой еврейскими погромами [5].

Две еврейские общины Львова в укреплённом городе и на предместье проживали раздельно на протяжении четырех столетий вплоть до их объединения в 1756 году [6]. Длительное параллельное существование двух групп еврейского народа показывает, как изначально велики были их языковые и синодальные различия. Каждая из общин имела свою синагогу и другие общественные институции. Общим было только еврейское кладбище, которое впервые упоминается в 1414 году в книге приходов и расходов Львовского магистрата [7].

В 1367 году польский король Казимир III предоставил львовским евреям привилегий, подтверждавший права евреев на оседание в городе и регламентировавший их отношения с христианским населением [8].

В 1370 году наследник Казимира Великого король Людвиг присоединил Львов к Венгрии. Через своего дядю, князя Владислава Опильского венгерский король предоставил львовским евреям право быть посредниками в торговле между Польшей и Венгрией [9]. Королева Ядвига, которая в 1382 году наследовала трон свого отца Людвига Венгерского, возвратила Львов Польше [10].

Древнейшая запись о еврейской улице во Львове и о её обитателях в книге Львовского магистрата датирована 1383 годом [11]. В сентябре 1387 года львовские евреи обратились к посетившему город супругу польской королевы Ядвиги Владиславу II Ягелло с просьбой подтвердить привилегий Казимира III, который не обновлялся уже 20 лет. Текст привилегия короля Ягелло, предоставленный евреям Львова, обнаружил польский исследователь д-р Вислоцкий и опубликовал его в 1873 году в приложении к "Газете Львовской" [12].

Еврейский историк Майер Балабан (1877-1942) в статье "Ягелло и львовские евреи" (Львов, 1920) приводит доказательства из шести пунктов, в которых утверждает, что польский король Ягелло, будучи новообращённым христианином, отказал евреям в подтверждении их прав. Профессор Балабан считал, что найденный доктором Вислоцким исторический документ был лишь канцелярской заготовкой, не имевшей юридической силы [13]. Даже если это и так, то данный документ является важным свидетельством стремления евреев утвердить своё право на проживание во Львове.

Во время Грюнвальдской битвы (1413 г.) королевский оруженосец Олесницкий спас жизнь Владиславу Ягелло. Приняв сан епископа, а позднее кардинала, Олесницкий оказывал большое влияние на короля. По совету своего духовного наставника польский король Владислав II в 1423 году издал Варский статут, ограничивающий права евреев на ведение финансовых операций.

Для первых десятилетий XV-го века стали характерными ритуальные процессы и еврейские погромы. Обеспокоенные таким развитием событий, львовские евреи в 1427 году, во время очередного пребывания короля Ягелло во Львове, ещё раз обратились к нему с просьбой подтвердить привилегий Казимира Великого, и вновь получили решительный отказ [14].

Тем не менее, на фоне событий, происходивших в Центральной Польше, жизнь еврейской общины Львова казалась оазисом. Ситуация в Галиции отличалась от положения в центральной части королевства, поскольку Львов, ставший юго-восточным форпостом Польши, называли немецким островом среди украинского моря. Местное население, обременённое многочисленными повинностями, неприязненно относилось к иноземным горожанам. Из-за враждебного окружения разноязыкие жители Львова вынуждены были сосуществовать, преодолевая межнациональную рознь.

Солидарность львовян немецкого, польского, еврейского, итальянского происхождений выдержала серьёзный экзамен в начале шестидесятых годов XV-го века, когда римский папа Пий II призвал христиан к новому крестовому походу против мусульман. Папский посланник Фрегена в 1463 году собрал в Польше большое католическое воинство, которое, вместо того чтобы выступить против Турции, начало грабить местечки Галиции, убивая евреев и христиан восточного обряда. В Кракове горожане вытолкали своих евреев за городские ворота под мечи крестоносцев. Во время осады Львова отрядами Фрегены мещане отказались выдать евреев, которые совместно с христианами обороняли город [15]. Столь благоприятное отношение к евреям для средневековой Европы было чем-то из ряда вон выходящим. С этого времени Львов стал привлекательным для оседания, особенно после изгнания евреев в 1483 году из Варшавы, в 1494 из Кракова и в 1495 из Литвы [16].

Подтверждением тому служат актовые записи в книгах городского и земского судов, которые хранятся во Львовском историческом архиве. В 1868-1912 годах многие из этих документов были включены в 22-х томное издание под названием "Акты гродские и земские времён Речи Посполитой". Во вступлении к XV-му тому "Актов гродских и земских, 1467-1498 гг." составитель доктор Ксаверий Лиске пишет: "Характерными для дальнейших наших записей являются многочисленные еврейские дела. В предыдущем томе (т. ХІV - И. Г.), который охватывает период 1440-1456 годов, упоминания о евреях встречались довольно редко. Терерь же они так расплодились и прибрали к рукам дела торговые, промышленные и денежные, что многочисленные подборки актов этого тома больше напоминают акты еврейские, чем гродские польско-шляхецкие" [17].

В сборнике исторических материалов Львовского архива "Акты гродские и земские" период 1464-1506 гг. (тома XV, XVII, XIX) представлен сотнями документов Львовского магистрата и Львовской земли, в которых упоминаются евреи. Содержанием 56 актов являются операции львовских евреев с недвижимостью, 38 записей относятся к купле-продаже домов в еврейском квартале вне крепостных стен, остальные к приобретению жилья на Еврейской улице в центральной части города [18].

Деловая активность евреев привела в средине восьмидесятых годов ХV-го столетия к конфликту между еврейскими и христианскими купцами, в который вынужден был вмешаться польский королевич Ян Ольбрахт [19]. Вследствии имущественного расслоения в еврейских общинах образовалась иерархия. В актовых записях гродского и земского судов XV-го столетия появились упоминания о "синьорах" еврейской общины. В 1490 году на львовском предместье проживал Иссачко "медикус" [20], названный в одном из актов "войтом" (старостой) львовских евреев [21]. В марте 1492 года свидетелями при заключении торговых операций с недвижимостью являлись синьоры еврейской общины Иссачко Венгжин (венгр-пол.) и Иссачко Парина [22] В последний день 1492 года погашение задолженностей в магистрате происходило с участием синьоров: Йоськи, Иссачки Венгжина, и Соломона. В 1497 году при оплате долга Чарной Иордановой гостями в доме вице-бургомистра Станислава Моравицкого были сеньоры еврейской общины: Шломо Магно, Шломо Минор, Соломон Клаудо и Иссак [23]. В этом же году Иссачко - "медик львовский" продал дом, находившийся на предместье возле резиденции "доктора иудаики" Иосифа [24]. Данная актовая запись является одним из первых упоминаний о еврейском законоучителе или раввине во Львове.

Когда построили старинную синагогу во Львове?

В привилегии польского короля Казимира Великого (1367 г.) синагога упоминается трижды: как дом молитвы, который запрещено "нагло забрасывать (камнями)", и как место принесения присяги и судебных разбирательств. Данные законоположения имеют общий характер.

Можно предположить, что львовская синагога, как конкретное здание впервые упоминается 26.07.1407 г. в "Книге городских приходов и расходов Львовского манистрата, 1404-1414 гг.": "Было дано 8 грошей за площадь перед школой и за один канал (водопроводный) 14 грошей. Была дана половина копы (30 грошей) за трубы к школе... Была дана половина копы за трубы к еврейской башне (ad turrim Iudeorum)". В этом абзаце упоминается 5 различных оплат, связанных с "школой" вблизи Еврейской башни [25]. Как известно, слово "школа" (scоlа - так в документе), является одним из названий синагоги. (Перевод с латинского и примечания автора статьи).

Из этих описаний невозможно определить, где именно находилась синагога, поскольку до настоящего времени никто так и не смог выяснить, какая из семнадцати башен львовских укреплений называлась "Еврейской" [26]. Лишь ознакомившись с содержанием указа польского короля Владислава III Варненчика, датированного 1441 годом, можно узнать о местоположении одной из древнейших синагог Львова (возможно той же самой). В нём идёт речь о доме еврея Волчко - сборщика налогов Львовской земли. После смерти Волчко дом передавался во владение шляхтича Яна Сенявского. Дом Волчко находился на Еврейской улице "по левую руку от синагоги" (in plathea Iudeorum, eundo ad synagogam Iudeorum in sinistra manu de Circulo sitam), учитывая направление от городской площади (ныне пл. Рынок) [27]. Первая запись о еврее Волчко (в данном случае имя Волчко - славянский вариант еврейского имени Зеев-Вольф) в городских актах датируется 29.09.1404 г., когда он оплатил долги короля Ягелло Львовскому магистрату [28]. Будучи доверенным лицом короля Владислава Ягелло, Волчко финансировал военные действия Польского государства против Тевтонского ордена и в частности сражение под Грюндвальдом [29]. Расположение дома содержателя налогов Русской земли рядом с синагогой, указывает на то, что он был её опекуном, а возможно и основателем.

Историк Майер Балабан в результате архивных исследований обнаружил, что дом сборщика налогов Волчко в XV-том веке находился на том же земельном участке, на котором в 1582 году построили синагогу Нахмановичей, более известную, как "Золотая Роза" [30]. Архивные изыскания Майера Балабана подтвердились археологической находкой, сделанной им же, на соседнем земельном участке, где в XV-ом столетии находилась древнейшая львовская синагога. Весной 1906 года, прогуливаясь в старинном еврейском квартале, двадцативосьмилетний профессор Майер Балабан обнаружил на строительной площадке дома №29 по улице Бляхарской (до 1871 года ул. Жидовская, ныне И. Фёдорова) извлеченные из подвала деревянные балки, покрытые ивритскими буквами. Историк обратился к хозяевам дома с просьбой сохранить деревянные фрагменты с надписями на еврейском языке до того времени, пока он сможет их забрать. После отказа, Майер Балабан направился в расположенный неподалёку Львовский городской архив и попросил художника Леона Цвека зарисовать уникальную находку. Через несколько дней старинные балки сожгли вместе со строительным мусором. Эта история стала очень известной и обсуждаемой в городе.

Писатель Ш. Шолом-Алейхем, который в это время находился во Львове, обещал профессору Балабану упомянуть об этом эпизоде в одном из своих произведений. Спустя 30 лет, Майер Балабан описал данные события во вступлении к книге М. Гольдштейна и К. Дрезднера "Культура и искусство еврейского народа на польских землях" (Львов, 1936) [31]. В соответствии с документами строительного отдела Львовского магистрата дом №29 (см. ил. 1), на восточной стороне ул. Бляхарской, стал первым (1906 г.) среди домов XVII-го столетия, которые подверглись реконструкции перед первой мировой войной [32].
 
Фасады домов №№27 и 29 на ул. И. Фёдорова
    Ил. 1. Фасады домов №№27 и 29 на ул. И. Фёдорова (Жидовская до 1871 г. , затем
    Бляхарская). Фото И. Гельстона, 1970-тые годы
  ←




    Вид балки, найденной историком Майером Балабаном

    Ил. 2. Вид балки, найденной историком Майером Балабаном и зарисованной
    художником Леоном Цвеком [30]

В том же 1906 году увидела свет известная книга Майера Балабана "Львовские евреи на рубеже XVI и XVII веков", на одиннадцатой странице которой помещены зарисовки Леона Цвека, изображающие с трёх сторон лишь одну деревянную балку с надписями на иврите (см. ил. 2). Под рисунками имеются пояснения автора: "Балка из древнейшей львовской синагоги, найденная при разборке дома №29 по ул Бляхарской (до 1871 г. Жидовской)". Интересен комментарий Майера Балабана, помещённый в перечне иллюстраций сразу за оглавлением (стр. VI). После приведенного выше предложения автор пишет: "На одной стороне видно имя Аарон и "герб коэнов"; на второй - часть даты, представленная по еврейскому обычаю при помощи какого-то отрывка из Святого письма (буквы заменяют цифры). Из-за того, что поверхность балки повреждена, невозможно определить дату" [33].

Путём восстановления и сопоставления текстов на рисунках Леона Цвека удалось прочесть дату строительства или реставрации синагоги - 1420 год [34], которая совпадает с записью в книге Львовского магистрата, датированной 1419 годом. В ней говорится, что господин Волчко купил огнеупорные кирпичи за 3 копы (180) грошей [35]. Вот как это сообщение комментирует в вышеупомянутой статье "Ягело и львовские евреи" историк Маер Балабан: "Запись в городской книге за 1419 год указывает на то, что Волчко что-то строил или реконструировал" [36].

Львовские синагоги и их строители

Становится понятным, почему в 1580 году один из наиболее богатых и уважаемых членов общины Исаак Нахманович старался любой ценой выкупить земельный участок под названием "Олеський плац" (ул. И. Фёдорова, №27) и построить на нём, вопреки запрету священного синода в Пётркове (1542 г.), синагогу, названную в конце XVII-го века "Турей Захав" ("Золотые столпцы /разделы/"), а позднее - "Золотая Роза" (см. ил. 3). Очевидно, среди львовских евреев ещё была жива память о синагоге Волчко.
 
Двор дома №27 на ул. Бляхарской с видом западного фасада синагоги "Турей захав" ("Золотая Роза") Ил. 3. Двор дома №27 на ул. Бляхарской с видом западного фасада
синагоги "Турей захав" ("Золотая Роза"). Фото с рисунка Францишека
Ковалишина (1904 г.) [3], с. 23
  ←



Виды восточного и южного фасадов Большой городской синагоги

Ил. 4. Виды восточного и южного фасадов Большой городской синагоги
на пересечении улиц Собеского (ныне Л. Долинского) и Арсенальной
(до июля 1941 г.).
Из собрания стеклянных негативов Украинского национального музея


В то время, в еврейском квартале Львова с 1555 года уже функционировала каменная синагога, которая находилась возле юго-восточной части городских укреплений, на ул. Староеврейской, №54 [37]. С 1767 года известны её внешние размеры: 36,5 х 68,25 локтя (мера длины в XVIII-ом веке). В молитвенном зале площадью 500 квадратных локтей во время молитвы помещалось 200 человек, не считая женщин на галереях [38]. По требованию австрийских властей синагога была разобрана в 1797 году, а в 1799-1800 годах на этом же месте построили Большую городскую синагогу [39] (см. ил. 4).

По инициативе Гаона Элияху из Вильно (1720-1797) (Гаон - знаток и толкователь Танаха) в Восточной Европе был возрождён институт бейт мидраша-дома мудрости [40], во время строительства которого оборудовали также молитвенный зал с алтарным шкафом (арон кодеш) и другими атрибутами, необходимыми для богослужения. Кроме этого, в бейт мидраше находилась библиотека духовной литературы и зал для самоcтоятельного обучения.

Один из первых бейт мидрашей в еврейском квартале Львова построили на пересечении улиц Староеврейской и Арсенальной во второй половине ХVIII-го века [41]. В период реконструкции еврейского квартала в 1798 году городской бейт мидраш построили из камня на углу улиц Староеврейской и Шклярской [42], где он находился до июля 1941 года (см. ил. 5). Таким образом, в еврейском квартале центральной части Львова в начале ХIХ-го века образовался комплекс еврейских духовных зданий:

1. Синагога "Турей
    Захав" (1582 г.)

2. Бейт мидраш
    (1798 г.)

3. Большая городская
    синагога (1800 г.).













                 →
Ил. 5. Вид южного фасада городского бейт мидраша (слева) на пересечении улиц Боимов (ныне Староеврейская) и Шклярской. Репродукция с рисунка Францишека Ковалишина (1904) [3], с. 82.


    Вид южного фасада городского бейт мидраша

Архитектурные стили синагог соответствовали времени их возведения, хотя неумолимое время не донесло до нас ни имён строителей, ни сами здания. Еврейские историки упоминают только об архитекторе самой древней синагоги Украины "Турей Захав" Павле Римлянине, однако, и это утверждение ныне поддается сомнению, поскольку в соответствии с последними исследованиями её строителем считают архитектора Павла Счастливого [43].

Можно предположить, что синагога Краковского предместья была не менее древней, чем синагога Волчко. В 1608 году синагога уже была каменной, с высоким шатровым покрытием. Деревянные галереи для женщин были пристроены к стене синагоги, подняться на которые можно было по лестнице. При синагоге находилась комната для заседаний кагала и библиотека [44]. Во время пожара 1623 года синагога Краковского предместья сгорела. Через 8 лет она была отстроена (1632 г.) на 100 метров севернее, на Познанском дворе, который с 1462 года принадлежал семье Мошковичей [45]. Архитектор Сергей Кравцов высказал предположение, что строителем синагоги Краковского предместья, являлся мастер Джакомо Мадлена, так как синагога, возведённая им в Остроге, очень похожа на львовскую [46]. Ещё одним аргументом в пользу данной версии может стать информация о том, что в Остроге и во Львове на Краковском предместье в сороковых-пятидесятых годах ХVII-го века был один и тот же раввин - Давид Галеви - автор комментариев, называемых "Турей Захав", к четырём разделам (арба турим) кодекса "Шулхан Арух" Иосифа Каро [47].

Польско-украинская война 1648-1654 годов, иезуитский погром 1664 года, турецко-татарские нашествия конца ХVII-го века на длительное время затормозили общественно-экономическое развитие еврейской общины, а синагоге Краковского предместья, единственному каменному сооружению в квартале, неоднократно приходилось становиться оборонной твердыней (см. ил. 6).
 
Вид западного и северного фасадов Предместской синагоги Ил. 6. Вид западного и северного
фасадов Предместской синагоги на
улице Божничей (ныне Санская),
№16 (до 1918 г.).
Из собрания стеклянных негативов
Украинского национального музея.

С тех пор улица, которая была отстроена в начале ХVIII-го века, стала называться Божничей (божница – синагога; ныне ул. Санская). В конце ХVIII-го века у южной и северной сторон Предместской синагоги пристроили галереи для женщин, а возле западного фасада по бокам возвели две двухэтажные башенки, которые символизировали пилоны Иерусалимского храма, называемые "Яхин" и "Боаз". На противоположной стороне улицы в 1793 году построили бейт мидраш Краковского предместья [48] (см. ил. 7).

Реконструкция видов северных фасадов бейт мидраша Краковского предместья и синагоги

    Ил. 7. Реконструкция видов северных фасадов бейт мидраша Краковского предместья и синагоги "Бейт лехем" (пекарей)
    со стороны ул. Старозаконной (ныне М. Удалого). Рисунок И. Гельстона

С возникновением в средине ХVIII-го века нового направления в иудаизме, получившего название Хасидизм, в жизни львовских евреев произошли значительные изменения. Хасидизм не сразу преобрёл популярность. Начиная с 1772 по 1784 годы на последователей учения Израиля из Меджибожа (Бааль Шем Тов) раввины неоднократно накладывали херем (запрет, отлучение). По этой причине хасиды начали строить собственные синагоги, называемые "клаус" или на идиш "клойз".

Первый известный во Львове клойз под названием "Бейт хасидим" ("Дом хасидов") был построен в 1791 году на пересечении улиц Санской и Лазенной (лазня - баня) [49] (см. ил. 8). Этот клойз не подчинялся правлению еврейской общины и потому Львовский раввин Цви Хирш Розанес в 1792 году опять провозгласил херем на хасидов [50].
Однако, это не остановило их деятельности. В 1838 году во Львове насчитывалось около 8 клойзов.
 
Виды восточного и северного фасадов синагоги "Бейт хасидим"

Ил. 8. Виды восточного и северного фасадов синагоги
"Бейт хасидим". Предположительно, снимок был сделан
после польского погрома в ноябре 1918 г. членами международной комиссии по расследованию.
Из собрания стеклянных негативов Украинского национального музея




    Проект южного фасада синагоги "Ор шемеш"

    Ил. 9. Архитектор Соломон Риммер, проект южного фасада синагоги
    "Ор шемеш" (1903 г.) на улице Медовой, №3. ГАЛО, ф.2 (из материалов
    строительного отдела Львовского магистрата).


С того времени известна ещё одна синагога под названием "Ор шемеш" ("Свет солнца"), построенная за рекой Полтвой. Она находилась во дворе дома №26 на улице Кулиша (с 1871 по 1950 гг. - улица Солнечная). Можно предположить, что так же, как и в случае с улицей Божничей, название улицы Солнечной произошло от синагоги "Ор шемеш". В 1842 году синагогу перестроили в камне, а в 1903 году перенесли на улицу Медовую, №3 (см. ил. 9), где она находилась до немецкого вторжения в 1941 году [51]. В это же время (1842 г.) была построена еще одна небольшая синагога с похожим названием "Мефаршей хаам ор хаяшар" ("Толкователи из народа - свет праведности") на улице Льва, №3 [52].

В 1838 году, в результате встречи религиозного авторитета - раввина Якова Оренштейна с ружинским цадиком Израилем Фридманом, во Львове произошли позитивные перемены по отношению к хасидам. В итоге данной встречи среди хасидов Галиции было организовано новое направление под названием "Хадашим" (новаторы). Хасиды-новаторы уже в 1840 году на пересечении улицы Угольной и площади Теодора открыли Талмуд-Тору [53], а с 1842 по 1844 годов на средства львовского купца и мецената Якоба Гланзера построили синагогу, которую так и назвали "Якоб Гланзер шул" [54]. Это единственная синагога, которая сохранилась до наших дней из десяти больших синагог, находившихся в квартале за Оперным театром (см. ил. 10). В 1844 году синагога Якоба Гланзера была второй по величине, после Большой городской синагоги. Она была построена в комплексе с двухэтажной Талмуд-Торой, а в молитвенном зале были оборудованы два яруса галерей для женщин [55]. Синагога на Угольной, также как "Бейт хасидим", не подчинялась правлению еврейской общины. Данное обстоятельство привело к острому конфликту, который удалось уладить лишь в 1848 году.
 
Виды восточного и северного фасадов синагоги "Якоб Гланзер шул"
  Ил. 10. Виды восточного и
  северного фасадов
  синагоги "Якоб Гланзер
  шул" на пересечении
  ул. Угольной и пл. Теодора
  (ныне св. Фёдора).
  Фото И. Гельстона,
  1990-е годы


Уход из жизни ортодоксального раввина Якоба Оренштейна (1839 г.) развязал руки не только хасидам, но и сторонникам еврейского просвещения (Гаскалы), на представителей которых покойный раввин наложил херем ещё в 1815 году. Австрийские власти, ранее безучастно наблюдавшие за противостоянием в еврейской общине Львова, в 1842 году решили вмешаться в события. Они проигнорировали результаты общинных выборов и назначили новое правление во главе с адвокатом Эмануилом Блюменфельдом [56]. Всё руководство Львовской еврейской общины состояло из сторонников Гаскалы. Доктор права Э. Блюменфельд был первым евреем-адвокатом во Львове. По его инициативе правление еврейской общины приступило к сбору средств для строительства синагоги нового типа "Дойче-Израилитише Бетхаус" по образцу Пражской, Будапештской или Берлинской синагог. Под строительство был выбран земельный участок на площади Стрелецкой, №2 (ныне пл. Д. Галицкого). Католическое духовенство расположенного неподалёку костёла и монастыря Бенедиктинок выразило по этому поводу возражения. Четвёртого июля 1843 года Галицкое наместничество согласилось продать еврейской общине территорию в центре площади Старый Рынок, на которой в 1843-1846 годах была построена первая в Украине Прогрессистская синагога (см. ил. 11). Можно предположить, что автором идеи является архитектор Левицкий, который подал свои проектные предложения еврейской общине ещё в октябре 1840 года [57]. Надзор за ходом строительства синагоги осуществлял архитектор Йоган Зальцман - строитель городского театра и ратуши. Образцом в оформлении внешнего вида и интерьера синагоги служил венский "Темпель" на Зайтенштетгассе. Торжественное открытие львовского "Темпля" (Темпль - Храм) состоялось 18.09.1846 г. [58]. С существованием Прогрессистской синагоги во Львове связана деятельность известных львовских раввинов: Якова Кона, Иехезкеля Каро, Бернарда Лаувенштейна, Иехезкеля Левина и других, которые способствовали развитию еврейской общины не только в сфере религии, а также в благотворительности и просвещении.
 
Ил. 11. Виды западного и южного фасадов Прогрессистской синагоги "Темпль" со стороны ул. Жолкевской (ныне Б. Хмельницкого). Фото из книги М. Балабана "Historia postepowej synagogi we Lwowie", Lwow, 1938, репродукция И. Морека Виды западного и южного фасадов Прогрессистской синагоги "Темпль"


Ещё одна большая синагога "Осе тов" ("Твори добро"; известна также, как "Сикстуская синагога") находилась в новом еврейском квартале на левом берегу реки Полтвы, на улице Шайнохи, №6 (ранее Зайтенгассе; ныне ул. Банковская). Первая запись о ней в документах Львовского магистрата датируется 5.09.1828 г. [59]. В 1857 году она была перестроена в комплексе с бейт мидрашем по проекту архитектора Шмидта [60]. К сожалению, в годы немецкой оккупации от этих величественных сооружений не осталось ни следа. Лишь скромный памятный знак в сквере, расположенном на месте, где ранее находилась Прогрессистская синагога, напоминает прохожим, что тут когда-то находился львовский "Темпль".

С принятием в 1867 году новой конституции в Австро-Венгрии были отменены ограничения для евреев в выборе места проживания и создания общественных и религиозных организаций [61]. Сначала львовские евреи селились на улицах, соседствующих с их кварталами, а впоследствии начали застраивать пустовавшие земельные участки в направлении к старому еврейскому кладбищу. Жители улиц Джерельной, Раппопорта, нижней Городоцкой, Шпитальной молились в Старокладбищенской синагоге, которая находилась на улице Раппопорта, №2. Её очертания можна увидить на карте Львова 1766 г. [62].

Наряду с синагогами "Турей Захав" и Большой городской, синагога на еврейском кладбище была одной из старейших во Львове. После запрета хоронить евреев на улице Шпитальной и открытия нового еврейского кладбища на Пилиховских холмах (1855 г.), на нём в 1856 году на средства купца Эфраима Викселя была построена Новокладбищенская синагога [63].

Историк Майер Балабан в своих детских воспоминаниях рассказывает о посещении его семьей синагоги Шпрехера, расположенной во дворе дома №47 на улице Городоцкой (64). Данная синагога впервые упоминается в списке львовских синагог 1857 года. В этом же списке говорится о синагоге Кортиса, находившейся на улице Жолкевской (ныне Б. Хмельницкого), №111. С 1875 года эта синагога становится резиденцией благотворительного общества "Гомел хесед", предоставлявшего беспроцентный кредит еврейским предпринимателям (65).

В 1911 году синагогу общества "Гомел хесед" полностью перестроили по проекту архитектора Б. Бауэра в ориентальном стиле [66] (см. ил. 12).
 
Проект восточного фасада синагоги Кортиса
Ил. 12. Архитектор Б. Бауэр, проект восточного фасада синагоги Кортиса ("Гомел хесед"), ул. Жолкевская, №111 (ныне Б. Хмельницкого). ГАЛО, ф.2 (из материалов строительного отдела Львовского магистрата)
В 1871 году на далёком в ту пору предместье Знесенье строится из дерева синагога, существовавшая до немецкого вторжения (1941 г.), которую в 1914 году зарисовал историк Рудольф Менкицкий [67] (см. ил. 13).

 
Ил. 13. Вид южного фасада
синагоги на Знесенье.
Из собрания стеклянных
негативов Украинского
национального музея
                →


В 1877 году руководство Общества мелких и средних торговцев "Ковеа этим ле Тора" ("Времена, назначенные для Торы") в лице Иехуды Германа, Майера Хешелиса, и Якова Рапса купило земельный участок на пересечении улиц Городоцкой, Шпитальной и Солнечной (ныне Кулиша; площадка наротив ЦУМа). На нём в 1878 году по проекту архитектора Эмиля Возняковского была построена синагога в стиле ампир [68] (см. ил. 14).

Вид южного фасада синагоги на Знесенье

 
Проект западного фасада синагоги "Ковеа этим ле Тора"

Ил. 14. Архитектор Эмиль Возняковский, проект западного фасада синагоги "Ковеа этим ле Тора" (1877 г.) на пересечении улиц Солнечной (ныне Кулиша) и Шпитальной (площадь напротив ЦУМа). ГАЛО, ф.2 (из материалов строительного отдела Львовского магистрата)

В это же время (1878 г.) по инициативе Менкеса Рейшера, во дворе дома №12 на площади Рынок строится синагога, ставшая резиденцией благотворительного общества "Шомрей шабат" ("Стерегущие субботу") [69].

Строительство синагоги внутри двора представляло немалую сложность, так как архитектору следовало воспроизвести все необходимые атрибуты синагоги в пределах небольшого замкнутого пространства. Во Львове известно несколько еврейских культовых сооружениях, расположенных внутри дворов. Кроме вышеупомянутых синагог "Турей Захав" и синагоги Шпрехера, сохранились материалы строительного отдела Львовского магистрата о синагогах внутри дворов: "Зихрон Йосеф" ("Памяти Иосифа", 1898 г.) на улице Заводской, №3 [70] (см. ил. 15); "Мелехес ханоах" (1924 г.) на ул М. Балабана, №8, принадлежавшей Обществу сапожников [71]; синагога семьи Лейбман (1896 г.) на улице Джерельной, №53 [72] (см. ил. 16); "Куликовер клаус" (1910 г.) на улице Жолкевской, №25 [73] и других.
 
Реконструкция южного фасада синагоги "Зихрон Йосеф"

Ил. 15. Реконструкция южного фасада синагоги "Зихрон Йосеф" (архитектор Анжей Голамб, 1899 г.) во дворе дома №3 на улице Паненской (ныне Заводская). Рисунок И. Гельстона

 
Проект восточного фасада синагоги семьи Лейбман

Ил. 16. Архитектор Соломон Риммер, проект восточного фасада синагоги семьи Лейбман во дворе дома №55 на ул Джерельной (1896 г.). ГАЛО, ф.2 (из материалов строительного отдела Львовского магистрата)

На рубеже ХIХ-го и ХХ-го столетий активно застраивались улицы в направлении к железнодорожному вокзалу. Большое количество еврейских семей поселилось в этом районе и со временем здесь также появились синагоги. Первое упоминание о синагоге общества "Агудат Шломо" ("Общество Соломона") на улице Бема (ныне Я. Мудрого), №39 датируется 1902 годом, когда по проекту архитектора Соломона Римера к восточной стене синагоги пристроили дополнительное помещение [74].

В 1901 году на улице Королевы Ядвиги (ныне М. Вовчок), №14, на средства Якоба Галла была построена синагога "Галэд" ("Памятник"). Этот "Памятник" был сооружён в честь командира еврейской гвардии в составе Академического легиона ("Весна народов", 1848 г.) и архитектора Эмануила Галла. Синагога "Галэд" пережила немецкую оккупацию (1941-1944), поскольку находилась в непрерывной линии домов. Однако, советский режим ей пережить не удалось. В 1972 году она была переоборудована из клуба швейной фабрики в обычный жилой дом [75].

Такая же судьба постигла синагогу "Кол рина веишуа" ("Дом пения /молитв/ и помощи", 1905 г.), также расположенную в сплошной линии домов на улице Джерельной, №49 (см. ил. 17). В 1955 году руины синагоги использовали, в качестве основания для строительства нового жилого дома [76]. В 1924 году на улице Короля Лещинского (ныне Михновских), №4 на средства благотворительного общества "Цари Гилад" ("Бальзам Гилада" /из книги Иеремии, глава 46, стих 11/) и по проекту архитектора Альберта Корнблута была построена синагога, сохранившаяся до наших дней вместе с настенной живописью в интерьере [77]. В настоящее время это действующая синагога "Бейс Ахарон ве Исраэль" ("Дом Ахарона /Карлинского/ в Израиле") Львовской еврейской общины (см. ил. 18).

 
Проект восточного фасада синагоги "Кол рина виешуа"
    Ил. 17. Архитектор Альберт Корнблут, проект восточного фасада
    синагоги "Кол рина виешуа" (1905 г.) на улице Джерельная, №49. ГАЛО,
    ф.2 (из материалов строительного отдела Львовского магистрата)
  ←
    Вид западного фасада синагоги на ул. Бр. Михновских

    Ил. 18. Вид западного фасада синагоги на ул. Бр. Михновских
    (бывш. Московская). Действующая синагога Львовской
    еврейской общины. Фото И. Гельстона, 1990-е годы

За железнодорожным вокзалом, в районе Богдановки, на пересечении улиц Гродоцкой и ныне уже не существующей Фабричной местные евреи в 1901 году построили по проекту архитектора Яна Эрдели синагогу "Охель яшарим" ("Шатёр честных") в стиле неоклассицизм [78] (см. ил. 19).
 
Проект западного фасада синагоги "Охел яшарим"

Ил. 19. Архитектор Ян Эрдели, проект западного фасада синагоги "Охел яшарим" (1902 г.) на Богдановке. ГАЛО, ф.2 (из материалов строительного отдела Львовского магистрата)

Кроме перечисленных синагог существовали также небольшие дома молитвы, или молитвенные комнаты, которые устраивались внутри больших синагог, благотворительных учреждений или обычных жилых зданий. Таких камерных синагог, по утверждению историка Майера Балабана, в начале ХХ-го века было около семидесяти [79]. В большинстве своём это были клойзы хасидов, о чём свидетельствуют их названия: "Гусятинер клаус" на улице Полтвянной, в котором молились почитатели цадика Мордехая Шраги; "Чертковер Клаус" на улице Леонтовича, №19 - напротив Еврейского госпиталя, где на молитву собирались последователи раби Давида Мозеса; "Олеськер Клаус" на улице Резницкой (ныне Наливайко), №11, в доме где находилась канцелярия Львовского раввината; упоминаемый ранее "Куликовер клаус" и многие другие [80].

Хасидские клойзы находились также в бейт мидрашах: в городском - "Кахал хасидим", в предместском - "Ор хадаш". В большой Предместской синагоге, в двухэтажных пристройках возле западного фасада располагались молитвенные комнаты следующих профессиональных объединений: "Менакрим" и "Зовхей цедек" - мясников; "Меламдим" - учителей хедеров; "Цаярим" - маляров, "Хаятим гдолим" - портных, называвших себя "Большими" в противовес маленькой синагоге при городском бейт мидраше, которая называлась "Хнион далим хаятим ктаним" ("Бедное пристанище для малых портных") [81]. Многолетним опекуном этой синагоги был отец известного львовского искусствоведа Максимильяна Гольдштейна и один из основателей банка "Дисконт" в Польше Герман Гольдштейн [82]. Кроме этого, в городском бейт мидраше находились молельни шмуклеров (канатчиков), "Хевра Тиллим" - певчих и представителей других профессий [83]. При бейт мидрашах в центральной части города и на Краковском предместье имелись также молитвенные комнаты, называемые "Ассира", в которых молились уголовные приступники.

Камерные синагоги Львова можно условно разделить на три группы:

1.Двухзальные.
2. С молитвенными комнатами (мужской и женской) на разных этажах.
3. С антресолевой галереей в молитвенном зале.

Большенство малых синагог были двухзальными, расположенными на одном этаже, в которых женщины и мужчины молились раздельно. Примером таких синагог могут быть: "Линас хацедек" ("Ночлег /пристанище/ справедливых") на улице Ветеранов, №2 [84]; "Леви Исраэль" на улице Лычаковской, №165 [85] и другие. Среди малых синагог, чьи молитвенные залы были размещены на разных этажах, наиболее известными являются: "Керен хемед" ("Прекрасный луч") на улице Весёлой, №4 [86] и "Матан бесейтер" ("Тайный /анонимный/ дар") на улице Божничей (Санская) (см. ил. 20), №7 [87] рядом с бейт мидрашем Краковского предместья.
 
Реконструкция видов южных фасадов синагог "Матан бесейтер" ( справа) и бейт мидраша Краковского предместья

Ил. 20. Реконструкция видов южных фасадов синагог "Матан бесейтер" (на рисунке справа) и бейт мидраша Краковского предместья и со стороны ул. Божничей (ныне Санская). Рисунок И. Гельстона

Галереи для женщин ввиде нависающего над молитвенной комнатой балкона были оборудованы: в женском крыле Дома еврейских сирот на улице Яновской (ныне Шевченко), №34 [88]; и также в синагоге "Бейт Цви Зеев Рапп" ("Дом Зеева Раппа") на улице Берка Йоселевича (ныне Балабана), где этот балкон сохранился до нашего времени [89]. Сегодня лишь три окна справа у входа в здание на улице Майера Балабана, №5 своим необычным обрамлением и оконными решётками напоминают о том, что здесь когда-то была синагога. В настоящее время лишь подобные фрагменты могут напомнить исследователю о разнообразном мире львовских синагог и о львовских евреях, которые не по собственной воле оставили этот город.

Другие изображения львовских синагог Вы можете найти на страницe "Синагоги Львова (фотогалерея)"


Источники информации:

 1. Ф. Кандель, "Очерки времён и событий", т.I, Иерусалим, 1988, стр.28, 29.
 2. H. Stupnicki, "Galicya", Lwow, 1849, str.116.
 3. M. Balaban, "Dzielnica zydowska jej dzieje i zabytki", Lwow, 1909, str.15
 4. "Akta Grodzkie i Ziemskie z czasow Rzeczypospolitej Polskiej", (AGZ), t.III, Lwow, 1872, str.13-18, akt V.
 5. Ш. Дубнов, "Краткая история евреев", т. III, Санкт-Петербург, 1911, стр.65, 66.
 6. M. Balaban, "Dzielnica zydowska jej dzieje i zabytki", Lwow, 1909, str.19.
 7. А. Czolowski, "Pomniki dziejowe Lwowa z archiwum miasta", t. III, "Ksiega przychodow i rozchodow miasta: 1414-1426",
 Lwow, 1905, str.12
 8. М. Капраль, "Привілеї національних громад м. Львова", (XIV-XVIII ст.)", Львів, 2000, стор.381-387, акт 108.
 9. H. Stupnicki, "Galicya", Lwow, 1849, str.130
10. J. Schall, "Dzieje Zydow na ziemiach polskich", Lwow, 1926, str.19
11. A. Czolowski, "Pomniki dziejowe Lwowa z archiwum miasta", t. I, "Najstarsza ksiega miejska: 1382-1389", Lwow, 1892, str.18, akt 112.
12. Dodatek do "Gazety Lwowskiej", Lwow, 1873, str.718-723.
13. M. Balaban, "Z historji Zydow w Polsce", Warszawa, 1920, str.16-17.
14. M. Balaban, "Historia i literatura zydowska", t.II, Lwow-Warszawa-Krakow, str.341-344.
15. D. Zubrzycki, "Kronika miasta Lwowa", Lwow, 1844, str.114, 115.
16. M. Balaban, "Historia i literatura zydowska", t.II, str.351, 355.
17. AGZ, t.XV, Lwow, 1891, str.IX.
18. AGZ, tt.XV, XVII, XIX, Lwow, 1891-1906.
19. AGZ, t.VII, Lwow, 1879, str.163, 164, 171, akty: LXXXIX, XCIV.
20. AGZ, t.XV, Lwow, 1891, str.270, akt 2047
21. AGZ, t.XV, Lwow, 1891, str.297, akt 2237.
22. AGZ, t.XV, Lwow, 1891, str.295, akt 2216.
23. AGZ, t.XV, Lwow, 1891, str.337, akt 2538.
24. AGZ, t.XV, Lwow, 1891, str.382, akt 2557.
25. A. Czolowski, "Pomniki dziejowe Lwowa z archiwum miasta", t. II, "Ksiega przychodow i rozchodow miasta, 1404-1414", Lwow, 1896, str.30, akt 116.
26. В. Вуйцик, "Львівський державний архітектурний заповідник", Львів, 1979, стор. 9, 10; W. Szolgina, "Ikonografia dawnego Lwowa"; czesc pierwsza: "Najstarsze widoki Lwowa", Warszawa, 1991, str.5, 32, 33.
27. AGZ, t.V, Lwow, 1875, str. 105, akt LXXXIII
28. A. Czolowski, "Pomniki dziejowe Lwowa z archiwum miasta", t. II, "Ksiega przychodow i rozchodow miasta, 1404-1414", Lwow, 1896, str.2, akt. 8
29. J. Schall, "Dzieje Zydow na ziemiach polskich", Lwow, 1926, str.22
30. M. Balaban, "Zydzi lwowscy na przelomie XVI i XVII wieku", Lwow, 1906, str.56.
31. M. Goldstein, Dr. K. Drezdner, "Kultura i sztuka ludu zydowskiego na ziemiach polskich", Lwow, 1936, str.IV, V; M. Balaban, "Dzielnica Zydowska jej dzieje i zabytki", Lwow, 1909, str.15.
32. Государственный архив Львовской области (ГАЛО), ф.2, оп.1, д.461.
33. M. Balaban, "Zydzi lwowscy na przelomie XVI i XVII wieku", Lwow, 1906, str.11, str.VI.
34. И. Гельстон, "О времени строительства древней синагоги во Львове", Сборник материалов конференции, 28-30.08.2002, "Єврейська історія і культура кінця ХІХ-початку ХХ ст.", Київ, 2003, стор.13.
35. А. Czolowski, "Pomniki dziejowe Lwowa z archiwum miasta", t. III, "Ksiega przychodow i rozchodow miasta: 1414-1426", Lwow, 1905, str.61, akt 254.
36. M. Balaban, "Z historji Zydow w Polsce", Warszawa, 1920, str.9.
37. J. Schall, "Przewodnik po zabytkach zydowskich m. Lwowa i historja Zydow w zarysie", Lwow, 1935, str.34.
38. M. Balaban, "Zydzi lwowscy na przelomie XVI i XVII wieku", Lwow, 1906, str.8.
39. Центральный государственный исторический архив Украины, (ЦГИАУ) г. Львов, ф.701, оп.2, д.642, л.56.
40. Naftali Schiper, "Dzieje Zydow w Polsce", Lwow, 1927, str.18.
41. M. Balaban, "Dzielnica zydowska jej dzieje i zabytki", Lwow, 1909, str.83
42. ЦГИАУ, г. Львов, ф.701, оп.2, д.642, л.56.
43. ЦГИАУ, г. Львов, ф.52, оп.2, д.28, л.129.
44. M. Balaban, "Zydzi lwowscy na przelomie XVI i XVII wieku", Lwow, 1906, str.215.
45. Там же, лл.214, 220.
46. С. Кравцов "Синагоги Захiдноi Украiни, стан i проблеми вивчення", "Вiсник iнституту Укрзахiдпроектреставрацiя", №2, Львiв, 1994, с.12
47 Еврейская энциклопедия Брокгаузана и Эфрона, (ЕЭ), С. Перербург (СПб), т. 12, стр.150.
48. ЦГИАУ, г. Львов, ф.701, оп.2, д.642, л.56.
49. Там же
50. S. Buber, "Anszei Szem: Biografien und Leichenstein in Schriften von Rabbiners, Lehrhausvorste born in Lemberg in den Jahren 1500-1890", Krakow, 1895, z.198.
51. ГАЛО, ф.2, оп.2, д.670, л.17; ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.2, д.1563, л.50.
52. ГАЛО, ф.2, оп.2, д.204, л.25.
53. N. Schiper, "Dzieje Zydow w Polsce", Lwow, 1927, str.62.
54. ЦГИАУ, г. Львов, ф.701, оп.2, д.642, л.56.
55. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.1434, л.107.
56. ЕЭ, СПб, т.4, стр.679.
57. ЦГИА, Львов, ф.701, оп.2, д.276, лл.1, 44
58. M. Balaban, "Historia Lwowskiej Synagogi Postepowej", Lwow, 1937, str.43.
59. ЦГИА, Львов, ф.146, оп.85, д.2369, л.8.
60. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.313, л.22.
61. ЕЭ, СПб, т.1, стр.310-357
62. ЦГИАУ, Львов, ф.742, оп.1, д.870, л.V.
63. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.2, д.642, лл.46-49.
64. M. Balaban, "Historia Lwowskiej Synagogi Postepowej", Lwow, 1937, str.IX
65. ГАЛО, ф.110, оп.1, д.64, л.57.
66. ГАЛО, ф.2, оп.3, д.393, лл. 95, 105, 106, 107.
67. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.2, д.1448, л.248; M. Goldstein, Dr. K. Drezdner, "Kultura i sztuka ludu zydowskiego na ziemiach polskich", Lwow, 1936, str.73.
68. ГАЛО, ф.2, оп.3, д.1037, лл.35, 36, 56.
69. ГАЛО, ф.2, оп.2, д.3656, лл.24, 25, 28, 29.
70. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.3827, л.10.
71. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.7017, л.30.
72. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.3130, л.51.
73. ГАЛО, ф.2, оп.3, д.303, л.94.
74. ГАЛО, ф.2, оп.3, д.1479, л.3.
75. Бюро техинвентаризации (БТИ), квартал №156
76. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.3127, л.27; БТИ, квартал 277.
77. ГАЛО, ф.2, оп.2, д.997, л.33
78. ГАЛО, ф.2, оп.4, д.313, л.1
79. ЕЭ, СПб, т.10, стр.412
80. ЦГИАУ, Львов, ф.338, оп.1, д.431, лл.1-8; ф.701, оп.3, д.656, лл.7, 8.
81. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.3, д.553, л.120.
82. M. Goldstein, Dr. K. Drezdner, "Kultura i sztuka ludu zydowskiego na ziemiach polskich", Lwow, 1936, str.143.
83. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.2, д.885, л.96; д.1843, л.143.
84. ГАЛО, ф.110, оп.4, д.557, лл.33, 34.
85. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.3, д.1867, л.7, 8.
86. ЦГИАУ, Львов, ф.701, оп.3, д.656, л.7.
87. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.725, л.10.
88. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.278.
89. ГАЛО, ф.2, оп.1, д.7015, л.32.

Израиль, г. Бейт Шемеш, 30.09.2007






Наверх

© Адольф Берлин